Симилиология, или Экзистенциальная Гомеопатия. Введение

Преамбула

Симилиология – это учение о соответствиях. Как практика, она объединяет в себе психодинамически ориентированные трансформационные процессы (психоанализ, архетипическая психология, трансперсональная психология, судьбоанализ) и подходы, созданные на базе гомеопатической дисциплины.

Принцип подобного совмещения мне кажется наиболее оптимальным. Он разрабатывался ещё даосами, органично соединявшими «внутреннюю алхимию» – Нэй Дань (психофизические техники) и «внешнюю алхимию» – Вай Дань (приготовление и принятие соответствующих пилюль). Западная традиция противопоставляла одно другому. Восток оказался мудрее и тоньше.
Соединение Внутреннего и Внешнего вело в Дао.

Сама Природа по сути своей гомеопатична

Природа самой природы гомеопатична.

Эволюция мира осуществляется по законам гомеопатии.

Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить основные положения теории систем и синергетики.

В широком смысле Синергетика – это наука о пути развития системы.

В ещё более широком, и можно сказать даже, обширном смысле, термин синергетика, введённый физиком Германом Хакеном в 20-м веке, восходит к понятию древнегреческой философии – Синергийности.

Синергийность (син-эргийность) буквально означает – «общность энергий».

Подобная общность предполагает, что любое событие, пусть самое банальное, бытовое, повседневное, эпизодически-заурядное не существует в отрыве от некоего более глобального контекста:

люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы (А.П. Чехов)

Принципиальные подходы синергетической парадигмы следующие (по С.П. Курдюмову):

1. Слабое, но резонансное действие эффективно. Сильное, перенасыщенное энергией действие не только неэффективно, но может оказаться вредным. — «Шёпот сотрясает горы»
3. Локальное действие может вызвать глобальный результат — «Чудодействие заключается в немногих звуках или движениях».
2. Топологически правильно организованные влияния. «Чудо происходит благодаря точному влиянию на объект».
4. В состоянии нестабильности открытой нелинейной системы может установиться всепроникающая связь различных уровней. Миры «Мега-, Макро-, Микро-» связаны трансцендентными переходами».

Знаменитый «феномен бабочки», известный в популярной формулировке – «бабочка взмахнула крыльями в Бразилии, а над Техасом промчался ураган» также рассматривается синергетикой, (и теорией катастроф), как один из основополагающих механизмов развития мира (миров).

Исходя из сказанного, на бабочку, «взмахнувшую крыльями в Бразилии» можно посмотреть как на некую причинную «микродозу» влияния, повлёкшую за собой вполне ощутимые макро-последствия.

В данном случае природа сработала гомеопатически.

Можно сказать, Мироздание, вообще работает на принципе «малых доз». И простые наблюдения, и данные климатологии с метеорологией в этом нас удостоверяют: самый страшный торнадо начинается с малого завихрившегося ветерка.

«Случайно» пробежавшая рябь по водной глади беззаботному туристу ничего не скажет, а вот опытного моряка насторожит – будет шторм.
Психотерапевту также известны случаи, когда «большое и сильное» не действует. Человека можно убеждать, переубеждать, разубеждать сколь угодно долго, изъясняясь пылко, красиво, велеречиво, а также в высшей степени благоразумно, и этот напор не возымеет совершенно никакого эффекта. И зачастую бывает достаточно короткого, тихого слова, или жеста, взгляда, паузы, чтобы вызвать радикальную трансформацию пациента. Такое влияние также по сути своей гомеопатично. Разумеется, если «тихое и слабое» со стороны психотерапевта оказалось подобно (созвучно, резонансно) глубинному состоянию того, кому оно адресовано.

Само слово «Гомеопатия» буквально переводится с древнегреческого как «подобное» (Гомео) «страсти», «болезни» (Патос).

Основные принципы гомеопатии как науки и философии:

1. Принцип Подобия — similia similibus curantur («Подобное излечивается подобным»).
2. Принцип малых доз.

При этом после определённого разведения вещественной субстанции (конкретно – 12-го сотенного разведения) в полученном препарате и вовсе уже отсутствуют молекулы изначального вещества, и сами дозы становятся «нематериальными».

Таким образом, если крохотная, бабочка, взмахнув «невесомыми» крылышками, способна вызвать бурю за сотни километров от места своего «квантового взмаха», то не следует удивляться тому, как крохотные, но потенцированные шарики из молочного сахара, способны произвести такие же мощные сдвиги (уже созидательного характера) у того, кто их принял.

Впрочем, «синергетические эффекты в гомеопатии» — это тема отельного исследования.

В данном же случае уместно привести признание одного из авторитетнейших гомеопатов нашего времени, Гранта Бентли:

У каждого человека присутствует определённое энергетическое поле, которое притягивает к себе аналогичный тип энергии; эта энергия проявляется в свойствах личности, в характере болезней и событий. Часто можно наблюдать, что после назначения соответствующих гомеопатических средств обстоятельства жизни пациента начинают изменяться в лучшую сторону – например, ему вдруг предлагают работу, которой он был долгое время лишён, или меняется характер взаимоотношения с окружающими…
Если же такие изменения отсутствуют, то, как правило, я пересматриваю назначение, не смотря на уверения пациентов, что им стало значительно лучше. (Грант Бентли. Внешность и миазматическое влияние., М., 2008)

Сказанное можно связать с тем, что в данной работе обозначается как принцип Экзистенциальной Гомеопатии: приём препарата способен поменять обстоятельства жизни.

Различие подходов в гомеопатии. От Классики к Холистике

Классический подход ориентирован только на лечение конкретного заболевания. При этом акцент делается на поиск так называемого подобнейшего средства, или конституционального препарата. В данном же подходе мы обнаруживаем довольно жёсткую систему классификации, например, когда говорим о типах – «тип Сульфур», тип «Фосфор», тип «Лахезис» и т.д. Если проводить параллель с физикой, то такую парадигму можно сравнить с эпохой классической рациональности. Это, в частности, механика Ньютона.

Холистический (целостный) подход в большей степени соответствует неклассической и постнеклассической (в терминологии академика Степина) парадигмам, заявившим о себе в квантовой теории, теории относительности, гештальтпсихологии, герменевтике, синергетике. В этом случае акцент ставится на процессе, динамике, но не на жёстко детерминированной статике. Соответственно, и в гомеопатии мы видим переосмысление классических концепций. Так, например, миазмы уже не рассматриваются как исключительно патогенные, метафизические «злые» силы, являющиеся своего рода карой человеку за его падение, но переосмысляются в концепциях архетипов и морфогенетических полей.
Гарри ван дер Зи в своей книге «Миазмы в родах» исследует миазмы как этапы человеческого развития, соответствующие базовым перинатальным матрицам, соединяя гомеопатию с трансперсональной психологией Станислава Грофа.

Джереми Шерр холистически дополняет и углубляет тему прувинга -испытания препарата на здоровом человеке, поданную ещё Ганеманом, подхваченную Кентом как идею основной работы в гомеопатическом процессе («прувинг – это душа гомеопатии»), и Герингом: «тот не гомеопат, кто не проводит прувинги».

Но у Шерра угол зрения, сохраняя безусловную преемственность с великой классикой, уже сдвигается в трансперсональность, что явно следует из интервью с ним: «В гомеопатии есть что-то от шаманской медицины, а один из ее принципов — испытать свое лекарство… Я использую книгу «Ицзин», даосизм, шаманизм, предзнаменования и т.д. При этом я могу использовать Библию…Многие прувинги раскрывают эти взаимосвязи».
Интересно, что и Г. ван дер Зи проводит аналогии между гомеопатией и шаманским опытом:

«Мы можем подумать о священных лекарствах шаманов, использовавшихся для инициации обрядов, многие из которых заслуживают тщательного гомеопатического испытания» (Миазмы в родах).
(Нелишне будет напомнить, что в своё время и даосские алхимики актуализировали техники шаманского видения мира, но об этом будет рассказано позже).

Прувинг – это в чистом виде эксперимент. И его прямое назначение заключается в том, чтобы через экспериментальное (внешний опыт) открыться экспириентальному (внутреннему опыту). В таком случае мы имеем дело с гомеопатией как практикой Самопознания.
Об этом напрямую заявлял и сам основатель гомеопатии, Самуил Ганеман:

Впрочем, необходимо признаться, что из всех чистых опытов над простыми лекарствами наилучшими всегда останутся те, которые врач, свободный от предрассудков, здоровый и чувствительный, произведет на самом себе со всеми предосторожностями и благоразумием. Выгоды этих опытов незаменимы… Подобные опыты заставят его узнать свой собственный способ чувствовать и качества своего ума и темперамента; таким образом они приведут его к источнику всякой мудрости — познанию самого себя (выделено мной – ЭЦ). С. Ганеман. Органон (Издание 5), § 141 (5)

Можно ли высказаться яснее и недвусмысленнее?

Новый нюанс в гомеопатии
В силу сдвига парадигмы с классической статической модели на неклассическую модель жизни как процесса и динамики, логично принцип подобия, который рассматривался раньше лишь в патогенетическом ключе, осмыслить как нечто более многогранное.

Как совершенно адекватно замечает Питер Чеппел («Гомеопатическое исцеление эмоциональной травмы») – «у всех природных субстанций отмечаются и полезные, и токсические свойства… Называя одни свойства вредными, а другие – полезными, мы просто пытаемся делить неделимое.»
И, кроме того, «энергия архетипа обладает эмоциональными и духовными качествами. Например, змеиный яд содержит в себе полный архетип змеи».

Справедливости ради стоит отметить, что вышеназванный нюанс был замечен ранее – в антропософской медицине, базирующейся на концепциях Рудольфа Штайнера.

Согласно антропософскому подходу человек и природа проделали совместный путь развития, благодаря чему между человеком и миром природы установлено сущностное родство. Таким образом, некий повреждённый орган, или функция могут при приёме сродственного средства получить энергию данного средства, вследствие чего нарушенный баланс восстанавливается, и наступает целительный эффект.
Но нередко исцеление наступает и через кризис, через обострение.

Гомеопатическое обострение и катарсис

С моей точки зрения так называемое гомеопатическое обострение (временное ухудшение состояния после приёма препарата) является весьма плодотворной почвой для психоаналитической утилизации этого состояния.

Зачастую во время аналитической терапии приходится таких отреагирований ждать довольно продолжительное время, преодолевая естественное подсознательное сопротивление пациента. Но отреагирования необходимы, ибо они открывают путь катарсису – прорыву назревшего «гнойника». Гомеопатическое средство в таком случае действует как катализатор. По словам индийского психиатра и гомеопата Мохеша Ганди «гомеопатия работает с Ид человека, то есть с самыми глубокими структурами психической организации индивида».
И если мы наблюдаем обострение, то получаем богатейший материал для переработки и переориентации системы по новому эволюционному пути. Вспомним и одно из положений синергетики – когда система входит в режим обострения, она готова переключиться на новый маршрут своего бытия.

Резюме

1. Гомеопатия способна не только лечить болезни, но исцелять недуги бытия, менять обстоятельства жизни. Такой подход мы обозначаем как экзистенциальный акцент в гомеопатии.
2. Принцип подобия в экзистенциальной гомеопатии сводится не только к патогенному фактору по типу «клин клином вышибается», но и к позитивному – когда на некую часть нашей организации воздействует Архетип того или иного препарата. Вступая во взаимодействие с данным архетипом, мы расширяем границы индивидуального миропроекта и, тем самым, обретаем большую свободу манёвра для актуализации фактора перемен в нашей жизни.
3. Соединяя гомеопатическую практику (вай дань) с практикой психотехнической (нэй дань) мы становимся более эффективны в искусстве управления собственной жизнью, нежели в случае их отдельного применения.
4. Каждой психотехнической (психотерапевтической) методике можно поставить в соответствие тот или иной гомеопатический препарат: например, можно говорить о «лахезис»-ориентированном процессе, или о «меркуриус»-ориентированной технологии, «аурум»-актуализированном проекте и т.д.

Продолжение следует

В продолжении будут публиковаться следующие фрагменты:

Даосские корни Гомеопатии

Гэхун и Ганеман – сходство не только в фамилиях
Набор гомеопатических препаратов, соответствующих веществам, приём которых практиковался даосскими алхимиками
Циклический даосский календарь и гомеопатические препараты
Практика Микрокосмической орбиты и приём гомеопатических препаратов

Гомеопатия и символические матрицы – система соответствий
Старшие арканы Таро и гомеопатические препараты
Ицзин и гомеопатия
Руны и гомеопатия
Библия и гомеопатия

Профессии и гомеопатические препараты – системы соответствий

Синергетические и квантовые эффекты в гомеопатии

Архетипическая гомеопатия

Вернуться в раздел