Скупость

Из книги «Клиника зла»

 

-                    Патологическая отчужденность – отдаление от других представляет собой способ, посредством которого субъект удерживает то, что у него есть.

-                    Эмоциональная изолированность – проистекает из недостаточной мотивации общения. С другой стороны, холодную отстраненность скупости можно рассматривать и как эквивалент гнева, который избирает одиночество борьбы за существование во враждебном мире.

-                    Страх быть эмоционально поглощенным – вырастает из стремления не отдавать – жадности.

-                    Высокая чувствительность к постороннему вмешательству и помехам.

-                    Избегание проявления чувств – раскрыться, значит, в какой-то мере, отдать себя, предоставить себя другому, поделиться собой, что в корне противоречит установкам скупого. Таким образом, искреннее общение для жадного субъекта представляется опасным.

-                    Скрытность.

-                    Резонерство – склонность к бессодержательному многоречию, то есть мудрствованию – как символическая подмена жизни псевдомыслительной деятельностью.

-                    Позиция безучастного наблюдения по отношению к жизни.

-                    Чувство опустошенности, тусклости существования.

-                    Чувство вины: проявляется в смутном ощущении своей неполноценности и является реакцией на подавление – символическое убийство своих чувств.

-                    Перфекционизм – невротическое стремление к самосовершенству. Такое «совершенство» как бы подтверждает самоценность и удовлетворяет алчную потребность субъекта в обладании.

-                    Лень: мы уже выводили ее как признак уныния, что собственно, не отрицает ее принадлежности и к категории скупости, характерной чертой которой является тенденция откладывать действие «на потом». Ведь, действовать – значит, в какой-то мере, отдавать себя, задействовать свою энергию. Но в то же время, нежелание отдавать есть жадность. Вместе с тем, делать что-либо означает также, и открывать себя миру. И, следовательно, нежелание действовать можно интерпретировать как стремление скрыть себя, утаить, удержать, пожалеть себя в качестве имущества.

Вернуться в раздел