4 игры

160.

Об игре как онтологической практике людей и богов было написано в гномоне "Отец и метафизика игры" (ч. 2).

Теперь рассмотрим четыре универсальных игровых паттерна, которые  вывел  Роже Кайуа в книге "Игры и люди" (все нижеприводимые цитаты приводятся оттуда):

1. Agon – состязание, соревнование, соперничество.

2. Alea – гадание, жребий. Здесь "судьба единственно и определяет победу".

3. Mimicry – миметизм, подражание, мимикрия, потребность играть чью-то роль. "Удовольствие здесь в том, чтобы быть другим или принятым за другого".

4. Ilinx (греч. "водоворот") – нарушение стабильности восприятия, транс, изменённое состояние сознание, оглушённость. "Головокружительное смятение чувств само по себе довольно часто является целью, к которой стремятся, - назову в качестве примера лишь упражнения вертящихся дервишей и мексиканских voladores".

 

Кайуа приводит следующую таблицу, из которой видно, как та или иная игра может проявиться в одной из трёх форм – Культурной, Институциональной, Искажённой:

Таб. 1. Классификация Р. Кайуа

 

Культурные формы на периферии социального механизма

Институциональны формы, интегрированные в жизнь общества

Искажение

Agon

(Состязание)

Спорт

Коммерческая конкуренция.

Экзамены и конкурсы

Насилие.

Воля к власти.

Хитрость

Alea

(Удача)

Лотереи, казино

Ипподромы

тотализаторы

Биржевая спекуляция

Суеверие, астрология

и т.д.

Mimicry

(Симуляция)

Карнавал

Театр

Кино

Культ кинозвезд

Униформа, этикет,

церемониал,

представительские профессии

Отчуждение,

раздвоение личности

Ilinx

(Головокружение)

Альпинизм,

лыжи

Воздушная акробатика

Опьянение скоростью

Профессии, занятие которыми требует преодолевать головокружение

Алкоголизм

и наркотики

 

Таблицу можно расширить, соотнеся с играми архетипически значимые категории и символы:


 

Таб. 2. Игры, архетипически значимые категории и символы:

 

Стихии

Масти

Таро

Agon

(Состязание)

Огонь

Мечи

Alea

(Удача)

Земля

Денарии (Монеты)

Mimicry

(Симуляция)

Воздух

Жезлы

Ilinx

(Головокружение)

Вода

Чаши

 

Некоторые эзотерические исследователи пробуют соотнести карточные (в т.ч. и таро) масти и стихии с определёнными психотипами и юнговскими функциями (мышление, эмоция, интуиция, сенсорика), но попытка подобной корреляции слишком линейна и механистична, потому мы "характерологию" не размещаем в дополнении к таблице Кайуа.

 

Представленные игры можно без каких-либо натяжек интерпретировать как онтологические (бытийные - базовые, до-сознательные) и экзистенциальные (осознаваемые) потребности, по природе своей – фундаментальные.

Агон – наглядно просматривается в работе нашего иммунитета (см. гномоны "Иммунопсихическая герменевтика", "Апология врага").

Мимесис (Mimicry) – через подражание, имитацию, отождествление происходит любое обучение. Вне мимесиса обучение невозможно. Это факт и биологии, и психологии.

Иллинкс – потребность в изменённом состоянии сознания – представляет собой потребность в нетривиальности, выходе из монотонной рекурсии, то есть является мотиватором к творчеству, а, стало быть, эволюционированию.

Алеа – с одной стороны являет собой работу инстинкта выживания – ибо: те особи имеют большие шансы выжить и самосохраниться, которые способны прогнозировать будущее. Подобный врождённый механизм великий физиолог Пётр Кузьмич Анохин определял как "Опережающее Отражение Действительности". У животных данный механизм работает как встроенная схема. У человека тоже. Но человек не всегда чувствует этот навигатор и потому прибегает к методу жребия, гадания, или построения таких символически-семанттических систем, которые древние греки обобщённо называли Дивинацией – "познанием воли богов", к которым относится, в частности, астрология. С другой стороны, Алеаторная практика тренирует символическое и синхронистически ориентированное мышление, позволяющее более глубоко и тонко познавать реальность, улавливая её нелинейные и нетривиальные композиции. Поэтому было бы неверно утверждать, как это делают лениво мыслящие комментаторы, что гадание и дивинаторика есть лишь удел архаического человека. Альберт Эйнштейн, в частности, с ними не соглашался, заявляя, что "астрология – это наука, несущая озарение".

Вот, как размышляет о гадании великий математик, основоположник теории катастроф, Рене Том:

"Потрясает тот факт, что все старые и современные техники угадывания будущего основываются на следующем принципе: локально изучается некоторая обобщённая катастрофа (кофейная гуща, линии руки, комбинация карт, форма птичье печени и т.д.) и по соответствующему изоморфизму морфология этой катастрофы связывается с обстоятельствами и проблемами клиента. В той мере, в какой динамика морфогенеза и динамика, управляющая человеческими ситуациями, могут содержать изоморфные события, этот метод не является абсурдным, и одарённый ясновидец может уловить ценные подсказки". (Р. Том. "Структурная устойчивость и морфогенез").

 

В связи со сказанным не вызывает недоумения тот факт, что в практику современного психологического консультирования инкорпорируются такие "диагностические" инструменты как Таро, Ицзин или астрология (репрезентирующаяся как астропсихология). Впрочем, в своей клинической работе их успешно применял ещё Карл Густав Юнг.

Полагаю, что такие фигуры как Эйнштейн, Том, Юнг заслуживают большего доверия, нежели лениво мыслящий, но бойкий и ретивый местечковый "борец с лженакой".

 

В качестве медитативного практикума читателю можно предложить следующее упражнение:

Вытащить из колоды обычных игральных карт четыре туза (туз нумеруется единицей и потому символизирует собой начало, импульс, вход, In-Lusio – вступление в игру).

Перетасовать вытащенные карты, и вытянуть наугад одну.

Масть укажет на доминирующую потребность в той или иной онто-игре:

Пиковая – Агон

Бубновая – Алеаторика (предсказание, жребий, синхрония и т.п.)

Трефовая – Мимесис

Червовая – Иллинкс.

 

Задаться вопросами:

- насколько выбранная масть соответствует насущной потребности (настроению)?

- насколько выбранная масть соответствует реально протекающей онто-игре?

- если в одном или в обоих случаях синхронии нет, можно попробовать сориентироваться на карту ("подсказка Оракула") и инициировать соответствующее состояние (настроение) или действие


17.10.18 (Ср)


Продолжение следует

Вернуться в раздел