Софрактальность. Душа - определение

146.

Говоря о метафракталах, мы приходим к необходимости признания и, так называемой, со-фрактальности (ко-фрактальности).

Напомню пример из предыдущего гномона – пример с жёлудем, из которого может вырасти только дуб, и никакое иное дерево.

В своё время данную мысль выразил философ и поэт Яков Эммануилович Голосовкер:

"Ни один лист на дереве не адекватен любому другому, но, тем не менее, на берёзе ежегодно появляются только берёзовые листья, а не листья липы, тополя, дуба".

Это значит, что все берёзовые листья, не смотря на то, что среди всего их множества нет двух абсолютно одинаковых, со-фрактальны. Софрактальны – с чем? и чему? Софрактальны – друг другу и универсальному Эйдосу Берёзового Листа, взятого в качестве прототипа – изначально заданной схемы, картинки, запечатлено-зафиксированной имагинации.

Аналогично можно сказать и в отношении всех остальных вещей, явлений, событий, форм, процессов, а также – мыслей, идей, эмоций, состояний, карм, фатумов и даже… - душ.

 Понятие души в психологии не формализовано.

 Что вполне естественно. Поскольку тогда, когда возникло понятие "душа" (во всех древних языках – "дыхание" – пневма, атма…), никакой психологии не было. Была религия.

Таким образом, получается, что "душа" есть изначально религиозная категория, но никак не психологическая, и в подобной оптике её и следует рассматривать. В психологии и для психологии, соответственно – психика.

И стоит отметить, что "душа" интуитивно более понятна и близка восприятию, нежели наукообразная психика. Человек теряет, ищет, обретает – душу, но не психику. Существует выражение "делать что-либо с душой" – когда хотят подчеркнуть вдохновенный характер деяния, но не говорят – "что-либо делать с психикой". Абсурдно звучит, если про кого-нибудь сказать, что это человек с "большой психикой", куда адекватней – с "больной психикой". Но при этом известно выражение – "великая душа", "большая душа" (санскр. - Махатма). Равно, как и наоборот: существуют – "мелкие душонки", "бездушные", но это совсем не то же самое, что и – "мелкие психики" или "беспсихичные".

 

Дадим определение душе:

ДУША ЕСТЬ САМОРЕФЛЕКТИРУЮЩАЯ ПСИХИКА

 

Саморефлектирующая – значит:

самосознающая,

самоосознающая

самопознающая,

ищущая себя через отражения в других душах,

отражающая себя в другие души,

проецирующая себя в мир и, стремящаяся, таким образом, видеть душу мира - мировую душу,

интроецирующая в себя собственную проекцию на мир – душу мира, мировую душу,

узнающая себя в случае самообретения,

тоскующая от разлуки с самой собой,

страдающая от чувства собственной потерянности. (В шаманской "психиатрии" существует диагноз – "потеря души". В случае, когда диагностируется подобное состояние, целитель отправляется в иные миры на поиски этой души, чтобы вернуть её владельцу, и когда возвращение происходит, больной выздоравливает, ибо обретает то, что потерял).

 

Не всякая психика саморефлектирует.

Потому – каждая человеческая особь наделена психикой, но не каждая обладает душой, хотя потенциал таковой присутствует у каждого.

Потенциал этот – религиозность – как в самом широком, так и конфессионально-прикладном аспекте. Поэтому в высказывании Тертуллиана "душа по природе своей – христианка" заключено мощное и гениальное прозрение. Но оно и неверно в плане обобщения. Более точно было бы сказать: "душа христианина (разумеется, не только номинального) – христианка". А, если давать общую и обобщающую формулу, то более точным было бы определение:

ДУША ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ РЕЛИГИОЗНА

 

В таком случае закономерна и фрактализация:

душа христианина – христианка,

душа иудея – иудейка,

душа буддиста – буддистка,

душа мусульманина – мусульманка,

душа язычника – язычница,

душа гностика – гностическая,

душа пантеиста – пантеистка,

душа атеиста – психика (психика – это вырожденная душа, подобно тому, как в математическом смысле, квадрат – это вырожденный куб).

 

То есть: душа – фрактал. И метафрактал её – определённая для неё и предопределённая ей – религиосфера.

Термин "религиосфера" произвожу по аналогии с лотмановской "семиосферой".

Здесь же стоит акцентировать нюанс: под религиосферой не следует понимать официальную конфессию, ибо таковая, представляя собой институт социального управления, имеет больше отношение к психике, нежели к душе. И, если психика склонна идти к экклесии (церкви), то душа ищет Бога за её пределами.

И тогда мы говорим о софрактальности душ.

Софрактальность душ – в едином порыве веры и в осознании принадлежности единой религиосфере производит любовь.

И получается "формула" любви:

ЛЮБОВЬ – ЭТО СОВМЕСТНЫЙ ПОИСК БОГА (или того, что называют Богом) ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЭККЛЕСИИ ДВУХ СОФРАКТАЛЬНЫХ ДУШ.

Брак между мужчиной и женщиной есть призвание двух софрактальных душ к осуществлению подобного поиска, и в аутентичном смысле такой брак – всегда сакральный брак. Если же брак не сакральный (и никакое формальное венчание не способно сделать его сакральным), то это – вырожденный брак (наподобие того, как, в математическом смысле, отрезок есть вырожденный квадрат). Судьба вырожденного брака определена формулой "только 4К":

[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)]

Но, когда действует схема "только 4К", она неизбежно преобразуется в следующие конструкции:

{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + адюльтер (рано или поздно, так или иначе)},

или

{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + развод (рано или поздно, так или иначе)},

или

{[Kinder (дети), Küche (кухня), Kirche (церковь), Kleider (платье)] + адюльтер (рано или поздно, так или иначе), потом развод (рано или поздно, так или иначе)},


25.9.18 (Вт)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел