Отступление в семиотику

138.

 

Говоря о стигмах, мы коснулись, тем самым, темы знаков и символов.

Рассмотрим эту тему чуть подробнее.

 

Всё, что происходит - происходит, прежде всего, в знаковой системе, то есть – проявляя себя через знаки. И, с другой стороны, любой знак есть событие. Это базовое положение семиотики (от греч. semeion – знак, признак) – науки, о знаках и знаковых системах, которая рассматривает последние как средства хранения, передачи и переработки информации.

 

По мнению Юлиана Анатольевича Шрейдера (1927 – 1998), выдающегося отечественного математика, кибернетика и философа, "вряд ли стоит пытаться точно определить, что такое знак. Это невозможно, как невозможно определить никакое из первоначальных понятий науки" (Ю.А. Шрейдер. Логика знаковых систем, 2010).

 

(Шрейдер Юлиан Анатольевич (1927 - 1998) – отечественный математик, кибернетик, философ. Кандидат физико-математический наук. доктор философских наук. Преподавал в МГУ на механико-математической факультете и на отделении структурной и прикладной лингвистики филологического факультета).

 

Вместе с тем, возможно говорить о понимании того, что такое есть знак.

В семиотике под знаком понимается материальный предмет (объект), который условно представляет в сознании интерпретатора обозначаемый им предмет (объект), явление, событие, свойство, отношение и отсылает к ним. При этом в качестве интерпретатора может выступить как отдельный субъект, так и группа людей любой численности.

Таким образом, основная функция знака состоит в том, что он представляет (репрезентирует) некий предмет. Соответственно, знаковая ситуация (ситуация присутствия знака) включает в себя три компоненты:

1) сам знак (договоримся условно обозначать его как Sem)        

2) предмет, репрезентируемый (представляемый) знаком – значение знака. По образному выражению Гегеля, значение знака как бы "просвечивает" сквозь знак.    

3) интерпретатор, использующий знак (условное обозначение N).

 

Сказанное удобно представить в виде схемы:

 

Интерпретатор

    ↓           ↓

Знак→

 

Значение

 

Знак способен замещать (обозначать) не только единичный объект или конкретное явление, но и целое множество объектов или явлений. В связи с данным свойством вводится такое понятие как – объём знака, под которым подразумевается совокупность всех обозначаемых знаком объектов. Например, если мыслится такой предмет как "дерево", то объём данного знака представляет собой совокупность всех деревьев вообще. Если сравнить объёмы знаков "дерево" и "берёза", то является очевидным, что слово "дерево" имеет значительно больший объём, чем слово "берёза".

Понятие "объём знака" имеет свои синонимы: денотат, экстенсионал, референт, значение, предметное значение знака. Все употреблённые термины указывают на объект, который обозначается данным знаком.

Другое важное свойство знака определяется как содержание знака, которое синонимически выражается через следующие термины: коннотат, концепт, интенсионал, смысл, индивидный концепт. Смысл знака отражает ту информацию, которую знак несёт об обозначаемом предмете, или совокупность сведений об обозначаемом объекте и его связях с другими объектами.

 

Подобное понимание значения и смысла впервые было чётко сформулировано в работе немецкого математика Готлоба Фреге "О смысле и значении", в 1892 году. Его анализ этих двух категорий иллюстрируется ставшим классическим, примером: выражения "утренняя звезда" и "вечерняя звезда" – оба подразумевают Венеру, а  выражения "победитель при Иене" и "побеждённый при Ватерлоо" называют одного и того же человека – Наполеона. Соответственно, Венера и Наполеон в данном случае являются денотатами (значениями).

 

(Готлоб Фреге (1848 - 1925) – немецкий философ, логик, математик. Дал первую аксиоматику логики высказываний и предикатов, построил первую систему формализованной арифметики. Один из основоположников логической семантики).

 

 Возьмём в качестве примера предмет: число 4. Само данное число представляет собой денотат, или значение. Но при этом его синонимы – "2", "2+2", "10-6", "2012 – 2008", "16 : 4" - представляют собой разные смыслы одного и того же значения – 4. Из примера нетрудно увидеть, что любое число обладает бесконечным множеством смыслов.

Итак:

Один и тот же предмет, имея одно значение, может обладать потенциально бесконечным множеством  смыслов.

 

Продолжая различение понятий "значение" и "смысл", мы постепенно приходим к тому, что, когда говорится о значении слова, то имеется в виду его словарное, "официальное", конвенциальное толкование. Говоря же о смысле (точнее – смыслах), мы соприкасаемся с явлениями ассоциации и коннотации. Коннотация (от лат. con "вместе" + noto "отмечаю", "обозначаю") представляет собой дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы или категории, некий смысловой "нюанс".

Смысл имеет разветвлённую систему определений, представляя собой своеобразный борхесовский "сад расходящихся тропок" и выявляя многомерную паутину сплетающихся ассоциаций – изменчивых, нерегламентированных, подвижных, варьирующих и субъективных.

Значение можно представить как статику знака, смысл – как его динамику.

 

Знак имеет значение. Знак приобретает значение. Но наполняется знак только смыслом.

 

Различие значения глаголов проявляется в том, что "приобретать" обозначает мгновенное изменение ситуации, а "наполняться" – постепенное, растянутое во времени.

Когда речь идёт о значении, то достаточно представить себе сам знак Sem и общепринятое правило в социуме, согласно которому данный знак толкуется. Таковы, к примеру, все знаки дорожного движения, значения которых – результат договора, общепринятого соглашения, то есть, конвенции.

Появление же смысла необходимо подразумевает субъекта-индивида N, существующего в определённый момент времени Т и воспринимающего данный знак Sem.

 

Значение – устанавливается, закрепляется, изучается.

Смысл – ищется, улавливается, разгадывается, придаётся, творится, сотворяется.

Если возникает ситуация, когда "уже ничто не имеет значения", остаётся спасительный круг смыслов. Но, когда, "жизнь теряет смысл", то даже при всём понимании значения происходящего, разверзается пропасть безысходности.

   13.9.18 (Чт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел