Онтоаналитика патосов. Скриптология 2

100.
Если жизнь есть текст, и вселенная тотально лингвистична, то придется признать, что мы существуем в большей степени в мире смыслов и категорий, нежели в мире предметов и вещей.
На первый взгляд данное суждение может показаться слишком "философским" и спекулятивным, но представители одной из самых прагматических профессий – рекламы – используют его как аксиому. И со всей очевидностью эта аксиома работает. Вот простой пример: "Мы продаём не пылесосы, а чистоту". Пылесос – вещь, чистота – смысл. Даже обыватель ориентирован не на вещь как таковую, а на её функцию. Вещь при этом становится символом. И действительно, если вместо пылесоса "добрая фея-производитель" предложит мне кучку муравьёв, которые моё жилое пространство приведут в идеальный порядок, то мне будет всё равно, с помощью чего уборка будет произведена – пылесоса ли, волшебных муравьёв ли…
"Если будешь носить кроссовки марки такой-то, будешь крут, как персонаж такой-то" – ещё один рекламный посыл, к которому прилагается изображение знаменитой и "крутой" фигуры, облачённой в кроссовки данного бренда. При этом сам товар по качеству может оказаться весьма посредственным. Но homo vulgaris ориентирован не на вещь, а на знак. Потому что мы живём в знаковой системе, в мире символов, в текстопроизводящей вселенной – мегафабрике по производству смыслов.
Подобный феномен скрупулёзно исследовали каббалисты, причём задолго до "языкового поворота" в философии ХХ столетия с его знаменитым Правилом Лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которому – язык не описывает мир, но создаёт мир.
Так, в известном протокаббалистическом документе Sefer Yetzirah (Книга Творения) говорится о том, что Бог "сотворил материю из хаоса и превратил небытие в бытие" посредством Otiyot Yesod (Основных букв).
В другом источнике – Zohar – читаем: "Ибо, когда мир был создан, божественные письмена дали существование всем творениям нижнего мира, буквально по своему образу".
Представление о том, что мир состоит из букв, перекликается с идеями Платона.
В ещё более давних источниках – индуистских и ведических – указывается, что мир создан с помощью священных букв санскрита и сотворён первозданным божественным глаголом "ОМ".

101.
Справедливости ради стоит отметить, что Сакрализм (под данным термином будем понимать любую доктрину нематериалистического толка) зачастую описывает мир, пусть менее очевидно, но зато более релевантно, чем Материализм, который, в конце концов, вынужден, пусть, и спустя времена, согласиться с первым.
Возьмём, например, буддийский тезис о том, что реальность наша иллюзорна. Современная астрономия это подтверждает. Иллюстрация проста: на вопрос - где сейчас солнце? – большинство укажет в сторону видимого солнечного диска. Но факт состоит в том, что солнца там нет. Знание даже школьной физики подтвердит, что это так.
Дело в том, что свет от солнца до земли идёт за восемь минут. Поэтому место, куда мы тыкаем пальцем в сторону оранжевого диска, говоря, что там сейчас солнце – это место, где солнце было восемь минут назад. Мы иллюзию принимаем за реальность. Реальность же состоит в том, что в данный момент солнце находится там, где для нас оно не оче-видно (на четыре диаметра правее).
Вывод: истинная реальность всегда невидима, скрыта и, по сути, виртуальна.
Наблюдаемая же реальность – иллюзорная (вспомним, что слова "иллюзия и "свет" – lux – в латинском языке однокоренные).
То есть: иллюзорное – очевидно, реальное – всегда неочевидно.
Просто, как говорят буддисты, не стоит отождествлять иллюзию и галлюцинацию. Иллюзия может быть и объективной.

С другой стороны, простой пример с солнцем, позволяет нам провести столь же простое рассуждение:
Истинное положение солнца в момент "сейчас" – это наше будущее (которое наступит через 8 минут). Соответственно, то, что происходит в нашем "сейчас" – есть прошлое мира.
Получается, что "быть здесь и сейчас" в его аутентичном смысле означает быть в будущем. Выходит, что Настоящее настоящее – всегда в будущем, а нынешний момент – прошедшее, история, след.
Подобный вывод концептуален для психотерапии.
Если я снял симптомы или достиг определённой коррекции состояния – это еще не "триумф терапии".
Терапевту важно увидеть ни "сиюминутное" пациента, а провидеть его будущее. Только в данном случае терапия возможна – когда мы работаем не с прошлым и не с вульгарно воспринимаемым "настоящим", а с будущим.
Для этого достаточно малости – просто научиться видеть это самое будущее…

28.7.18 (Сб)

Продолжение следует

Вернуться в раздел