Онтоаналитика патосов. Скриптология

98.

 

Ясно, что скрипты написаны и прописаны на языке.

Генные скрипты – на языке нуклеотидов, скрипты судьбы – на языках нашего общения.

В таком случае придётся признать, что язык первичен.

 

Язык первичен. И язык возник раньше, чем появился человек.

Ещё конкретнее – человеческий язык, тот язык, на котором изъясняется человек, возник до человека.       

Подобная мысль уже была выражена Гансом Гадамером, считавшим субъектом речи не говорящего индивида, а сам язык, ибо говоря, мы не применяем волевых актов для выстраивания слов в нашей речи и не раздумываем каждый раз, какое слово употребить по тому или иному случаю, но слова как бы сами выплывают из неосознаваемых глубин и проявляются через наши органы речи.

Хайдеггер также утверждал, что не мы говорим на языке, но язык говорит на нас.

 

Согласно определению, язык есть знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации от одного субъекта другому.          

Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета.

Под понятием "предмет" в философии мыслятся предметы совершенно различной природы, различных модусов бытия – сюда включаются и материальные предметы, равно с ними – процессы, события, ситуации: одним предметом могут называться множества (совокупности, агрегаты), которые ведут себя как единое целое. К примеру, так называемым агрегатом предстаёт Солнечная система. То есть Солнечная система, будучи предметом, является знаком. Вместе с тем, Солнечная система возникла раньше, чем появился человек.

Таким образом:

Любой предмет есть знак.

Реальность представлена знаками, проявляется знаками. Реальность есть знаковая система.

 

Только что сформулированные положения довольно часто встречаются в обиходной речи: "Мы живём в мире знаков. Мы обмениваемся знаками. Это знак свыше. Он (она) подал(а) мне знак", что показывает: понятие "знак" является фундаментальным и выражающим базовые прототипы человеческого восприятия наряду с понятием "элемент".

 

Выражение "мир состоит из элементов" столь же распространено, сколь и традиционно. То, что мир состоит из элементов, не оспаривается и не подвергается какому-либо концептуальному пересмотру ни в пространстве научно-философских парадигм (здесь, скорее всего, прослеживается процесс насыщения объёма данного понятия новыми содержаниями), ни в лексиконах математики, эзотеризма, ни в, опять-таки, стихии речевой повседневности. Так, например, слово "элемент" по отношению к периодической таблице Дмитрия Ивановича Менделеева не заменяется на какой-либо другой термин – химический элемент остаётся элементом. Математическая формулировка "множество состоит из элементов" продолжает до сих пор оперировать "элементами".  Натурфилософский тезис, согласно которому мир состоит из четырёх элементов – огня, воздуха, воды и земли, иногда оперирует понятием "стихия", но греческое слово stocheion (стихия) является тем, чем в латинском языке является "элемент". И, собственно, глубина данного понятия вполне оправдывает универсальность его применения.

Согласно латинско-русскому словарю, elementum имеет следующие значения: "первичная материя, стихия, первоначало; начатки, элементы, начальные правила, первоначальные основания;  начало, возникновение; категория, основное и всеобщее свойство вещей".

Действительно, утверждение того, что "мир составлен из первичной материи, зиждется на неких первоначальных основаниях, составлен по определённым начальным правилам и способен восприниматься через категории, описывающие основные и всеобщие свойства вещей", представляется вполне адекватным.

По греческо-русскому словарю stocheion переводится как: "первая и самая простая часть чего-либо; основание, начало, элемент, стихия".

Однако я перечислил не все значения этих двух слов. Приведу оставшиеся:

elementum – "буквы (как таковые, в отличие от litterae, как звуковых символов), алфавит";

stocheion - "алфавит, азбука".

А теперь, в соответствии с принципом "пусть сами слова говорят за себя", посмотрим, как раскроется выражение "мир состоит из элементов" с учётом последних значений. Получится:

"мир состоит из букв",

"мир состоит из алфавита".

Тогда и математическое понятие множества способно переформулироваться как - "множество состоит из букв".

 

А что из себя представляет знак с той же позиции - "пусть сами слова говорят за себя"? Если в его этимологическом поле (этимополе) обнаружатся значения, имеющие отношение к языку, то положение о "языковой реальности" можно считать вполне состоявшимся.

На латыни понятие знак заключено в двух словах:

nota – знак, метка, пометка; письменный знак, буква; тайнопись, шифр; музыкальная нота; пятно, родимое пятнышко; записка, письмо; чекан, штамп; характер; отличительная черта, свойство;

signum – знак, отметка; признак; изображение, изваяние, фигура; печать; созвездие.

В древнегреческом языке знак соотносится с тремя словами:

Греческое semeion - откуда в русском языке произошли сема – знак и семиотика – наука о знаках): знак; примета; признак; сигнал; печать.

Греческое teras - знамение, чудо.

Греческое dinamis – сила; способность; могущество; значение; значение слова; стоимость монет; в математике – квадрат, квадратный корень; чудотворная сила, чудо.

Наглядное сопоставление исследуемых слов (написание приводится в латинской транскрипции) представлено в следующей таблице:


Таблица №1. Этимополе понятий "знак" и "элемент"

Этимополе

Язык

Знак

Элемент

Греческий

 

Sema - знак; примета; признак; сигнал; печать.

Teras – знамение, чудо; небесное знамение.

Dynamis - сила; способность; могущество; значение; значение слова; стоимость монет; в математике – квадрат, квадратный корень; чудотворная сила, чудо.

Stocheion - первая и самая простая часть чего-либо; основание, начало, элемент, стихия; буква, алфавит.

 

Латынь

Nota - знак, метка, пометка; письменный знак, буква; тайнопись, шифр; музыкальная нота; пятно, родимое пятнышко; записка, письмо; чекан, штамп; характер; отличительная черта, свойство.

signum – знак, отметка; признак; изображение, изваяние, фигура; печать; созвездие.

Elementum - первичная материя, стихия, первоначало; начатки, элементы, начальные правила, первоначальные основания; начало, возникновение; категория, основное и всеобщее свойство вещей; буквы, алфавит.

 

Как видно из таблицы, смысловое пространство понятия "знак" содержит достаточно впечатляющие детали, а именно – "чудо", "чудотворная сила", "сила". Здесь же можно встретить ссылку и на математику  ("квадрат", "квадратный корень"), и на музыку ("нота"), и на живопись ("изображение") вместе со скульптурой ("изваяние"), и на нечто внеземное ("небесное знамение", "созвездие").

 

Что же есть тогда реальность, даже самая обычная, привычная, повседневная? Столь же она обычна, сколь привычна?

Слово "реальность" происходит от латинского res: "вещь, предмет; мир, вселенная, природа; обстоятельство; состояние, положение, дела; факт, действительность; сущность, суть; причина, основание; случай, событие, явление".

Если Реальность состоит из элементов и проявляется как знаковая система, то объединяя значения этимополей "знак" и "элемент", получаем некий подступ к определению Реальности.

РЕАЛЬНОСТЬ есть: алфавит, знак, слово, тайнопись, шифр, письмо, изображение, знамение, чудо, чудотворная сила, стихия, основание, первоначало, музыка, созвездие, правило.

 Если понятие "Реальность" выразить через генетическое определение, то получится:

Реальность есть интерактивная знаковая система, построенная из элементов по определённым правилам и обладающая такими свойствами как чудотворная сила, музыкально-математическая композиционность и текстологическая организация.

Поскольку данное определение выведено напрямую из значения самих слов, то его можно также интерпретировать и как этимодефиницию.

Термин "интерактивная" в применении к реальности согласуется с функциональной моделью речевой коммуникации (или речевого события), построенной Романом Осиповичем Якобсоном. В этой модели представлен адресант, направляющий адресату сообщение, которое передаётся с помощью кода.

  

КОНТЕКСТ

ОТПРАВИТЕЛЬ →СООБЩЕНИЕ→ ПОЛУЧАТЕЛЬ

КОНТАКТ

КОД

 

В модели Р.О. Якобсона сообщение представляет собой содержательную, многофункциональную компоненту.

 Контекст рассматривается как функция, обеспечивающая целостность содержания, задающая систему смысловых координат и позволяющая ориентироваться в содержании.

Контакт отражает регулятивный аспект коммуникации. Все шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.

Экспрессивная функция выражает отношение говорящего к сообщению.

Код есть метаязыковая функция, позволяющая содержание значения слова раскрыть через его описание.

Когнитивная (познавательная) функция связана с контекстом.

Конативная функция оказывает непосредственное воздействие на того, кто принимает сообщение.

Фатическая функция связана с поддержанием контакта

Поэтическая (риторическая) функция ориентирована на форму в большей степени, чем на содержание.

 

Исходя из всего вышесказанного, Реальность обладает всеми свойствами разумной организации и по сути своей личностна.

В коммуникативной ситуации реальность и субъект постоянно обмениваются ролями отправителя и получателя сообщения.

Реальность в прямом смысле передаёт сообщения – диктует музыку, стихи, идеи, поскольку она сама – музыка, стих, идея. И те субъекты, которые известны своими творческими достижениями, становятся творцами потому что настроены на установление диалога с Реальностью.

 

Вывод:

Жизнь человеческая развивается по законам литературы.

Именно так. Не наоборот.

Собственно говоря, подобное положение следует из того, что определено в понятиях "знак" и "элемент".

 

99.

Литература со всеми её жанрами возникла до появления человека.

 

Латинское слово Litteratura означает: написанное, рукопись; азбука, алфавит.

Littera: буква; почерк; письмо, послание; сочинение, писание.

Продолжая латинскую линию, соотнесём слово "буква" со словом gramma, явившимся основанием нынешних и грамматики, и грамоты.

Значения слова gramma таковы: 1) буквы, 2) линия. Grammatica – учение о словесности. В то же время grammicus – очерк, контур.

Получается, что понятие "буква" соотносится с понятиями – "линия", "очерк", "контур".

Но сама воспринимаемая Реальность предстаёт как нечто очерченное, состоящее из линий и контуров. С другой стороны, если внимательно вглядеться в окружающий мир, то в его очертаниях ("очерках", очерченностях) можно увидеть те или иные буквы созданных человеком алфавитов.

Обратимся к словарю древнегреческого языка. Слово gramma означает: 1) всё начерченное; письменный знак, буква; изображение; всё написанное; письмо, книга, сочинение, запись.

 

Тут появляется понятие "книга".

Ассоциативно вспоминаются обширные метафорические ряды, представленные в науке, философии, поэзии: "природа – это книга", "книга мироздания", "Бог пишет эту книгу…" и т.п. Но – пусть слова сами говорят за себя.

Выведем в список получившиеся значения:

Литература = {всё написанное, рукопись; азбука, алфавит, буква; почерк; послание; сочинение, писание; всё начерченное; письменный знак; изображение; письмо, книга, сочинение, запись}.

 

По правилу логического вывода из высказывания "все щуки – рыбы" не следует, что "все рыбы – щуки".

 Следует ли из "то, что написано, то изображено" - "то, что изображено, то написано"?

Да. И это правило не логического, а семантического вывода.

 

Ставим эксперимент.

Выписываем на листе бумаги ряд любых – от самых конкретных (как в пиктографическом письме египтян и племени Майя), до самых абстрактных и "не ассоциируемых" изображений и задаём вопрос: что это?

Проделываем подобную процедуру на нескольких десятках, потом сотнях испытуемых.

Потом подсчитываем результаты, как в традиционном психологическом эксперименте. Подсчитав результаты, выясняем, что ответы всех испытуемых сводятся к набору определений: "какая-то надпись", "некий шифр", "закодированное послание".

 

Цепочка изображений воспринимается как надпись.

Выходит (по эксперименту), что "если всякое написанное – это изображённое", то "всякое изображённое – это написанное". Таким образом, между двумя этими выражениями устанавливается взаимно-однозначное соответствие.

А вот как трактует понятия "буква", "слово", "алфавит" великий математик Андрей Андреевич Марков:

"Буквами мы будем называть знаки, которые в данном их применении рассматриваем только как целые. При чтении книги нас не интересуют, например, части знаков а, а лишь целые такие знаки. В этом смысле типографские знаки являются буквами.

Необходимо подчеркнуть условность этого понятия, зависимость его объёма от принятых соглашений. Например, знак а' можно рассматривать и как букву и как знак, состоящий из двух частей: а и ', смотря по принятым на этот счёт соглашениям".

Таким образом, задав некоторое предварительное соглашение, можно рассмотреть как буквы следующие знаки: я, 5, =, (, }, :. Проще говоря, буквой можно считать любой имеющий достаточно ясную форму знак. 

 

Конечный набор букв составляет алфавит.

Слово – это ряд написанных друг за другом букв.

Слово в данном алфавите – это слово, каждая буква которого принадлежит данному алфавиту.

Из слов составляются фразы, из фраз составляется текст, текст преобразуется в книгу.

Книга – это такая композиция знаков, которая предстаёт как история, повествование, явственное и явленное выражение мысли, что и составляет квинтэссенцию литературы.

Таким образом, литература возникла раньше человека вместе с его устной передачей информации, наскальными пиктограммами и в дальнейшем – письменностью.

Отсюда вытекает

Жизнь человеческая согласуется с первичными текстовыми конструктами – скриптами.    

Жизнь человеческая – в буквальном (и в смысле букв также) смысле – есть книга.

Причём, книга уже написанная, и даже изданная. И даже и с присвоенными ей ISBN, УДК и ББК.


25.7.18 (Ср)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел