Онтоаналитика патосов. Скриптология
98.
Ясно, что скрипты написаны и прописаны на языке.
Генные скрипты – на языке нуклеотидов, скрипты судьбы – на языках нашего общения.
В таком случае придётся признать, что язык первичен.
Язык первичен. И язык возник раньше, чем появился человек.
Ещё конкретнее – человеческий язык, тот язык, на котором изъясняется человек, возник до человека.
Подобная мысль уже была выражена Гансом Гадамером, считавшим субъектом речи не говорящего индивида, а сам язык, ибо говоря, мы не применяем волевых актов для выстраивания слов в нашей речи и не раздумываем каждый раз, какое слово употребить по тому или иному случаю, но слова как бы сами выплывают из неосознаваемых глубин и проявляются через наши органы речи.
Хайдеггер также утверждал, что не мы говорим на языке, но язык говорит на нас.
Согласно определению, язык есть знаковая система, предназначенная для фиксации, переработки и передачи информации от одного субъекта другому.
Знак – это предмет, выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета.
Под понятием "предмет" в философии мыслятся предметы совершенно различной природы, различных модусов бытия – сюда включаются и материальные предметы, равно с ними – процессы, события, ситуации: одним предметом могут называться множества (совокупности, агрегаты), которые ведут себя как единое целое. К примеру, так называемым агрегатом предстаёт Солнечная система. То есть Солнечная система, будучи предметом, является знаком. Вместе с тем, Солнечная система возникла раньше, чем появился человек.
Таким образом:
Любой предмет есть знак.
Реальность представлена знаками, проявляется знаками. Реальность есть знаковая система.
Только что сформулированные положения довольно часто встречаются в обиходной речи: "Мы живём в мире знаков. Мы обмениваемся знаками. Это знак свыше. Он (она) подал(а) мне знак", что показывает: понятие "знак" является фундаментальным и выражающим базовые прототипы человеческого восприятия наряду с понятием "элемент".
Выражение "мир состоит из элементов" столь же распространено, сколь и традиционно. То, что мир состоит из элементов, не оспаривается и не подвергается какому-либо концептуальному пересмотру ни в пространстве научно-философских парадигм (здесь, скорее всего, прослеживается процесс насыщения объёма данного понятия новыми содержаниями), ни в лексиконах математики, эзотеризма, ни в, опять-таки, стихии речевой повседневности. Так, например, слово "элемент" по отношению к периодической таблице Дмитрия Ивановича Менделеева не заменяется на какой-либо другой термин – химический элемент остаётся элементом. Математическая формулировка "множество состоит из элементов" продолжает до сих пор оперировать "элементами". Натурфилософский тезис, согласно которому мир состоит из четырёх элементов – огня, воздуха, воды и земли, иногда оперирует понятием "стихия", но греческое слово stocheion (стихия) является тем, чем в латинском языке является "элемент". И, собственно, глубина данного понятия вполне оправдывает универсальность его применения.
Согласно латинско-русскому словарю, elementum имеет следующие значения: "первичная материя, стихия, первоначало; начатки, элементы, начальные правила, первоначальные основания; начало, возникновение; категория, основное и всеобщее свойство вещей".
Действительно, утверждение того, что "мир составлен из первичной материи, зиждется на неких первоначальных основаниях, составлен по определённым начальным правилам и способен восприниматься через категории, описывающие основные и всеобщие свойства вещей", представляется вполне адекватным.
По греческо-русскому словарю stocheion переводится как: "первая и самая простая часть чего-либо; основание, начало, элемент, стихия".
Однако я перечислил не все значения этих двух слов. Приведу оставшиеся:
elementum – "буквы (как таковые, в отличие от litterae, как звуковых символов), алфавит";
stocheion - "алфавит, азбука".
А теперь, в соответствии с принципом "пусть сами слова говорят за себя", посмотрим, как раскроется выражение "мир состоит из элементов" с учётом последних значений. Получится:
"мир состоит из букв",
"мир состоит из алфавита".
Тогда и математическое понятие множества способно переформулироваться как - "множество состоит из букв".
А что из себя представляет знак с той же позиции - "пусть сами слова говорят за себя"? Если в его этимологическом поле (этимополе) обнаружатся значения, имеющие отношение к языку, то положение о "языковой реальности" можно считать вполне состоявшимся.
На латыни понятие знак заключено в двух словах:
nota – знак, метка, пометка; письменный знак, буква; тайнопись, шифр; музыкальная нота; пятно, родимое пятнышко; записка, письмо; чекан, штамп; характер; отличительная черта, свойство;
signum – знак, отметка; признак; изображение, изваяние, фигура; печать; созвездие.
В древнегреческом языке знак соотносится с тремя словами:
Греческое semeion - откуда в русском языке произошли сема – знак и семиотика – наука о знаках): знак; примета; признак; сигнал; печать.
Греческое teras - знамение, чудо.
Греческое dinamis – сила; способность; могущество; значение; значение слова; стоимость монет; в математике – квадрат, квадратный корень; чудотворная сила, чудо.
Наглядное сопоставление исследуемых слов (написание приводится в латинской транскрипции) представлено в следующей таблице:
Таблица №1. Этимополе понятий "знак" и "элемент"
Этимополе Язык |
Знак |
Элемент |
Греческий
|
Sema - знак; примета; признак; сигнал; печать. Teras – знамение, чудо; небесное знамение. Dynamis - сила; способность; могущество; значение; значение слова; стоимость монет; в математике – квадрат, квадратный корень; чудотворная сила, чудо. |
Stocheion - первая и самая простая часть чего-либо; основание, начало, элемент, стихия; буква, алфавит.
|
Латынь |
Nota - знак, метка, пометка; письменный знак, буква; тайнопись, шифр; музыкальная нота; пятно, родимое пятнышко; записка, письмо; чекан, штамп; характер; отличительная черта, свойство. signum – знак, отметка; признак; изображение, изваяние, фигура; печать; созвездие. |
Elementum - первичная материя, стихия, первоначало; начатки, элементы, начальные правила, первоначальные основания; начало, возникновение; категория, основное и всеобщее свойство вещей; буквы, алфавит. |
Как видно из таблицы, смысловое пространство понятия "знак" содержит достаточно впечатляющие детали, а именно – "чудо", "чудотворная сила", "сила". Здесь же можно встретить ссылку и на математику ("квадрат", "квадратный корень"), и на музыку ("нота"), и на живопись ("изображение") вместе со скульптурой ("изваяние"), и на нечто внеземное ("небесное знамение", "созвездие").
Что же есть тогда реальность, даже самая обычная, привычная, повседневная? Столь же она обычна, сколь привычна?
Слово "реальность" происходит от латинского res: "вещь, предмет; мир, вселенная, природа; обстоятельство; состояние, положение, дела; факт, действительность; сущность, суть; причина, основание; случай, событие, явление".
Если Реальность состоит из элементов и проявляется как знаковая система, то объединяя значения этимополей "знак" и "элемент", получаем некий подступ к определению Реальности.
РЕАЛЬНОСТЬ есть: алфавит, знак, слово, тайнопись, шифр, письмо, изображение, знамение, чудо, чудотворная сила, стихия, основание, первоначало, музыка, созвездие, правило.
Если понятие "Реальность" выразить через генетическое определение, то получится:
Реальность есть интерактивная знаковая система, построенная из элементов по определённым правилам и обладающая такими свойствами как чудотворная сила, музыкально-математическая композиционность и текстологическая организация.
Поскольку данное определение выведено напрямую из значения самих слов, то его можно также интерпретировать и как этимодефиницию.
Термин "интерактивная" в применении к реальности согласуется с функциональной моделью речевой коммуникации (или речевого события), построенной Романом Осиповичем Якобсоном. В этой модели представлен адресант, направляющий адресату сообщение, которое передаётся с помощью кода.
КОНТЕКСТ
↓
ОТПРАВИТЕЛЬ →СООБЩЕНИЕ→ ПОЛУЧАТЕЛЬ
↓
КОНТАКТ
↓
КОД
В модели Р.О. Якобсона сообщение представляет собой содержательную, многофункциональную компоненту.
Контекст рассматривается как функция, обеспечивающая целостность содержания, задающая систему смысловых координат и позволяющая ориентироваться в содержании.
Контакт отражает регулятивный аспект коммуникации. Все шесть элементов модели находятся в различных видах связей и отношений с функциями языка.
Экспрессивная функция выражает отношение говорящего к сообщению.
Код есть метаязыковая функция, позволяющая содержание значения слова раскрыть через его описание.
Когнитивная (познавательная) функция связана с контекстом.
Конативная функция оказывает непосредственное воздействие на того, кто принимает сообщение.
Фатическая функция связана с поддержанием контакта
Поэтическая (риторическая) функция ориентирована на форму в большей степени, чем на содержание.
Исходя из всего вышесказанного, Реальность обладает всеми свойствами разумной организации и по сути своей личностна.
В коммуникативной ситуации реальность и субъект постоянно обмениваются ролями отправителя и получателя сообщения.
Реальность в прямом смысле передаёт сообщения – диктует музыку, стихи, идеи, поскольку она сама – музыка, стих, идея. И те субъекты, которые известны своими творческими достижениями, становятся творцами потому что настроены на установление диалога с Реальностью.
Вывод:
Жизнь человеческая развивается по законам литературы.
Именно так. Не наоборот.
Собственно говоря, подобное положение следует из того, что определено в понятиях "знак" и "элемент".
99.
Литература со всеми её жанрами возникла до появления человека.
Латинское слово Litteratura означает: написанное, рукопись; азбука, алфавит.
Littera: буква; почерк; письмо, послание; сочинение, писание.
Продолжая латинскую линию, соотнесём слово "буква" со словом gramma, явившимся основанием нынешних и грамматики, и грамоты.
Значения слова gramma таковы: 1) буквы, 2) линия. Grammatica – учение о словесности. В то же время grammicus – очерк, контур.
Получается, что понятие "буква" соотносится с понятиями – "линия", "очерк", "контур".
Но сама воспринимаемая Реальность предстаёт как нечто очерченное, состоящее из линий и контуров. С другой стороны, если внимательно вглядеться в окружающий мир, то в его очертаниях ("очерках", очерченностях) можно увидеть те или иные буквы созданных человеком алфавитов.
Обратимся к словарю древнегреческого языка. Слово gramma означает: 1) всё начерченное; письменный знак, буква; изображение; всё написанное; письмо, книга, сочинение, запись.
Тут появляется понятие "книга".
Ассоциативно вспоминаются обширные метафорические ряды, представленные в науке, философии, поэзии: "природа – это книга", "книга мироздания", "Бог пишет эту книгу…" и т.п. Но – пусть слова сами говорят за себя.
Выведем в список получившиеся значения:
Литература = {всё написанное, рукопись; азбука, алфавит, буква; почерк; послание; сочинение, писание; всё начерченное; письменный знак; изображение; письмо, книга, сочинение, запись}.
По правилу логического вывода из высказывания "все щуки – рыбы" не следует, что "все рыбы – щуки".
Следует ли из "то, что написано, то изображено" - "то, что изображено, то написано"?
Да. И это правило не логического, а семантического вывода.
Ставим эксперимент.
Выписываем на листе бумаги ряд любых – от самых конкретных (как в пиктографическом письме египтян и племени Майя), до самых абстрактных и "не ассоциируемых" изображений и задаём вопрос: что это?
Проделываем подобную процедуру на нескольких десятках, потом сотнях испытуемых.
Потом подсчитываем результаты, как в традиционном психологическом эксперименте. Подсчитав результаты, выясняем, что ответы всех испытуемых сводятся к набору определений: "какая-то надпись", "некий шифр", "закодированное послание".
Цепочка изображений воспринимается как надпись.
Выходит (по эксперименту), что "если всякое написанное – это изображённое", то "всякое изображённое – это написанное". Таким образом, между двумя этими выражениями устанавливается взаимно-однозначное соответствие.
А вот как трактует понятия "буква", "слово", "алфавит" великий математик Андрей Андреевич Марков:
"Буквами мы будем называть знаки, которые в данном их применении рассматриваем только как целые. При чтении книги нас не интересуют, например, части знаков а, а лишь целые такие знаки. В этом смысле типографские знаки являются буквами.
Необходимо подчеркнуть условность этого понятия, зависимость его объёма от принятых соглашений. Например, знак а' можно рассматривать и как букву и как знак, состоящий из двух частей: а и ', смотря по принятым на этот счёт соглашениям".
Таким образом, задав некоторое предварительное соглашение, можно рассмотреть как буквы следующие знаки: я, 5, =, (, }, :. Проще говоря, буквой можно считать любой имеющий достаточно ясную форму знак.
Конечный набор букв составляет алфавит.
Слово – это ряд написанных друг за другом букв.
Слово в данном алфавите – это слово, каждая буква которого принадлежит данному алфавиту.
Из слов составляются фразы, из фраз составляется текст, текст преобразуется в книгу.
Книга – это такая композиция знаков, которая предстаёт как история, повествование, явственное и явленное выражение мысли, что и составляет квинтэссенцию литературы.
Таким образом, литература возникла раньше человека вместе с его устной передачей информации, наскальными пиктограммами и в дальнейшем – письменностью.
Отсюда вытекает
Жизнь человеческая согласуется с первичными текстовыми конструктами – скриптами.
Жизнь человеческая – в буквальном (и в смысле букв также) смысле – есть книга.
Причём, книга уже написанная, и даже изданная. И даже и с присвоенными ей ISBN, УДК и ББК.
25.7.18 (Ср)
Продолжение следует