Онтоаналитика патосов. Карма-гнозис 4

90.

Из приведённых в п.89 выкладок становится понятно, что карма имеет смысл лишь тогда, когда имеет место реинкарнация (сансара).
И в таком случае выражение  "гахано кармано гатих" ("карма уходит в неописуемую глубину") проясняет своё значение, которое не укладывается в формат наивных представлений о простеньких линейных взаимосвязей причины и следствия.
Что же касается последних, то в индийской философии шла своя полемика по их поводу. Представители доктрины Саткарьявады (учение о предсуществовании следствия в причине") полагали, что следствие уже находится в причине. Асаткарьявада возражала: причина, породив следствие, исчезает, например – молоко перестаёт быть молоком, когда превращается в простоквашу.
Наиболее интеллектуально изысканный вариант дан в учении о "совместном возникновение усилий" (Пратитья самутпада), которое Будда оценивал как "глубокое", тонкое" и "доступное пониманию только знатоков". Излюбленный буддийский пример данного подхода описывает условия, при которых семя, посаженное в почву, может прорасти и дать плоды. Банальное утверждение гласит, что "причиной" появления плода является семя. Но: 1) семя не должно быть испорченным, 2) его следует правильно посадить и регулярно за ним ухаживать, 3) подходящей должна быть почва.
Выходит, что дело не только в семени, но и в целой совокупности условий, причем разнородных, каждое из которых соотносится с результатом (следствием).
Таким образом, буддийский вывод гласит:
НЕТ НИ ПРИЧИН, НИ СЛЕДСТВИЙ, А ИМЕЮТСЯ ЛИШЬ УСЛОВИЯ.

Поэтому трюизм "что посеешь, то и пожнёшь", мягко говоря, не совсем адекватно отражает реальность. И сводить к нему концепцию кармы значило бы эту концепцию сильно упрощать.

91.
Но, с другой стороны, мы памятуем о том, что работает и механизм "воздаяния", который можно воспринять двояко:
1) в традиционном "педагогически-морализирующем" ключе, который призван как-то отрегулировать человеческую агрессивность – в данном случае методом некоего предупреждения, апеллирующего к страху – "за зло ответишь";
2) в ключе онтологическом, предполагающем "воздаяние" как неизбежную реакцию в ответ на определённую акцию. Данный подход наглядно продемонстрирован в учении о состояниях ИНЬ/ЯН, которые неизбежно сменяют друг друга, порождая циклический поток перемен. Если, допустим, в настоящий момент проявляется качество ЯН, то, достигая своего предела ("Старый ЯН"), данное качество инвертируется в ИНЬ.
Индийские мыслители (брахманизм, джайнизм, буддизм) не оперировали концепцией ИНЬ/ЯН, но они также акцентировались на парадигме цикличности и выводили в сансаре (а с ней и в карме) два основополагающих смысла:
1) за "бесконечную" цепочку перерождений каждый успевает побывать в различных ролях – богатым и бедным, и палачом и жертвой, и учителем и учеником, и хозяином и рабом, и мужчиной и женщиной… В таком случае каждый человек переживает и испытывает универсальный опыт, присущий человеческому бытию.
Получается, что и классический биогенетический закон Геккеля-Мюллера – "онтогенез есть краткое повторение филогенеза" – по сути своей сансарен и кармичен.
2) "очищение через перерождение" (доктрина сансара-шуддхи) – после прохождения всей цепочки перерождений индивид автоматически достигает освобождения (нирвана, мокша). Впрочем, в ряде учений разрабатывается стратегия "ускоренного прохождения", овладев которой, адепт способен "проскочить" всю эту длинную и нудную цепочку утомительного бессмертия.

Получается, что теория кармы – это репертуарно-ролевая теория.
И назначение воплощения, чтобы отыграть в нём свою роль, какой бы она ни была.
Какой бы она ни была, эту роль надо отыграть так, чтобы не пришлось её переигрывать заново. Иначе – "бесконечный тупик".

11.718 (Ср)

Продолжение следует

Вернуться в раздел