Онтоаналитика патосов. Карма-гнозис 1

87.

Карма – понятие, которое стало одним из популярнейших брендов современной эзотерики – от коммерческой её версии до исследований, пытающихся разобраться в сути вопроса.

Поэтому приходится читать или слышать её интерпретации от откровенно диких бульварных вариантов наподобие "отработка кармы" или (ещё более впечатляющий перл) "штопка прохудившейся кармы" до более изысканных рефлексий.

Вместе с тем, "философ-интеллектуал", как правило, скептически приподнимает бровь и допускает тонко снисходительную улыбку. Правда, здесь возникает вопрос – отчего понятия и термины греческой философии удостоились внимания "серьёзных" кафедральных штудий, а категории индийской философии – нет, хотя в глубине своей они ничуть не уступают искусству античной мысли, а порой и превосходят (на что указывал сам Хайдеггер).

С другой стороны, мир психологический, словно подхватив эстафету у парапсихологов, охотно манипулирует понятиями не только "энергий", "пси-полей", но и спекуляциями на тему кармы.

При моём расспрашивании у "кармологов" и "кармоведов" о том, что же, всё-таки, такое карма, я слышу всякий раз почти один и тот же ответ – "закон причинно-следственных связей, открытый древними индусами", или его фольклорную вариацию типа "что посеешь, то и пожнёшь".

 

Но, во-первых: отнюдь не всегда пожинается то, что сеется – урожаи могут погибать, так, что и до жатвы не доходит, ну и, разумеется, все мы знаем о мутациях…

 

Во-вторых: соотношение причин и следствий не так просто и очевидно, как это может показаться (об этом см. пп. 12-15, ч.1. "Онтоаналитика патосов"). К тому же, один из авторитетнейших экспертов в области кармы (куда уж авторитетней), Будда - отнюдь не был склонен сводить понятие кармы к механистическим причинно-следственным цепочкам.

Будда разделял свою аудиторию.

Профанам (мирянам) он давал в воспитательных целях наставления, согласно которым устанавливается чёткая и однозначная связь между обстоятельствами человеческого существования и их кармической причиной ("Сутта малой классификации действий"), например: продолжительность жизни связывается со стремлением человека не причинять зла другим существам, а её краткость – с причинением вреда другим ("отнимешь жизнь другого – сократишь свою"), бедность – с завистливостью и жадностью по отношению к брахманам, богатство – с отсутствием зависти и щедростью и т.д.

Но посвящённым и монахам Будда говорил об ОТСУТСТВИИ ОДНОЗНАЧНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ДЕЙСТВИЕМ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТОМ.

В "Сутте большой классификации действий" он рассматривает четыре положения:

1) Плохие действия приносят Плохой результат

2) Плохие действия приносят Хороший результат

3) Хорошие действия приносят Хороший результат

4) Хорошие действия приносят Плохой результат.

 Из чего заключает: любое "положительное" или "отрицательное" обстоятельство жизни индивида может иметь бесконечно сложное объяснение.

 

В-третьих: говорить о том, что "карму придумали индусы" – значит, делать слишком общее заявление. Идея кармы пришла из индийской философии, но разными школами и разными представителями её она рассматривалась и трактовалась с различных позиций, которые могли и вступать в противоречие друг с другом. Кроме того, данная идея дифференцированно и акцентировалась – Веды делали упор на этической стороне вопроса (муссируя концепцию воздаяния), Патанджали сосредоточил внимание на психологическом аспекте в своей теории "запечатлений", Джайны фокусировались на психосоматической теме, Будда, говоря современный языком, прозревал "синергетический" подход.

 

Ясно пока одно:

Слово Карма, или Карман ( karman ) переводится с санскрита как: действие, деяние. жертвоприношение, жребий.

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел