Онтоаналитика патосов. Персекутор

51.

Персекуция в переводе с латыни (Per-sequor) означает – "преследовать", "неотступно следовать", "гнаться", "охотиться", "карать", "настигать".
Per-sero – "втыкать".
Соответственно, Персекутор – преследователь, и Персекутант – преследуемый.

М. Кляйн выделяла два вида тревоги – персекуторную – присущую параноидно-шизоидной позиции, и депрессивную – возникающую на депрессивной позиции.
В первом случае объект интерпретируется как занимающий противоборствующую позицию и таит в себе угрозу атаки, во втором – объект остаётся "хорошим",,и тревога возникает, в большей мере, из-за боязни потерять хорошее, нежели быть атакованным плохим (Segal).

Если отслеживать историю индивида "вглубь", то придётся вспомнить теорию Станислава Грофа с его концепцией четырёх Базовых Перинатальных Матриц (БПМ), которая вкратце может быть сведена к следующим положениям:

БПМ 1. Океанический экстаз:      
(мать и плод ещё – единое целое)  
ощущение космического единства
безмятежность и блаженство
радость, комфорт
чувство вселенского порядка и гармонии
видение сияний.

Проекция на биографический уровень:
видение величественных картин природы
купание в чистых водоёмах
чувство любви
мистические чувства
ощущение лёгкости бытия

БПМ 2. Клаустрофобический тупик:  
(начало схваток, но шейка матки ещё закрыта)
чувство запертости
ад и безвыходность
томление, тупик
ощущение жертвой, узником, изгоем
видение мрачного механического мира.

Проекция на биографический уровень:
чувство сдавления, стеснения
чувство тупика и беспросветности
ситуации запертости
ограничения
изоляция, пленение

БПМ 3. Вулканический экстаз:    
(шейка матки раскрыта, плод проталкивается через канал)
борьба за выживание
механическое сдавление, нередко удушье
Здесь характерны четыре аспекта переживаний:
- титанический: видение землетрясений, взрывов, извержений вулканов        
- садомазохизм: образы зверских убийств, массовых экзекуций          
- сексуальный: видение эротических танцев, динамичных гротесков, оргий      
- скатологический: слизь, пот, испражнения, кровь      

Проекция на биографический уровень:
чувство прорыва и освобождения
радость схватки и борьбы
эротическая энергия
готовность к преодолениям
слияние боли и удовольствия

БПМ 4. Иллюминативный экстаз:    
(мучения плода подходят к концу)
напряжение сменяется облегчением
яркий белый или золотой свет    
чувство снятия давления
расширение пространства
искупление
спасение
любовь
конец испытаний
ощущение новизны
обновление

Проекция на биографический уровень:
конец испытаний
ощущение влюблённости
чувство лёгкости и свободы
ясность восприятия
возвращение после долгого странствия домой


Нетрудно заметить, что грофовская теория в психологическом дискурсе репродуцирует известный библейский сценарий, где в качестве БПМ 1 выступает "рай", БПМ 2 и БПМ 3 репрезентируют историю "изгнания из рая" и его потерю, БПМ 4 говорит о возможности снова обрести "эдем" после прохождения надлежащих испытаний.



В данной схеме Персекутор непосредственно не проявляется, но его присутствие может предполагаться, в частности в БПМ 2.
А, поскольку концепция Грофа прозрачно завязана на мифопоэтическом параллелизме, то, шагнув в сторону последнего, увидим там фигуру Персекутора как первостепенную и сакрально обозначенную. Вот, что пишет по этому поводу Рене Жирар ("Насилие и священное"): "Генезис бога осуществляется с помощью единодушного насилия".
Один из священных первоисточников (библейская Книга бытия) чётко показывает акты насилия со стороны Яхве – в хорошо известных, например, ситуациях с Потопом и разрушением Содома и Гоморры.
Иные мифопоэтические традиции (от шумерской и греческой до нордической) столь же недвусмысленно демонстрируют карательную готовность "высших сил".

Но сойдём с горы к нашему долу (юдоли?).
Очень часто приходится слышать грамматическую связку, в которой указание на некое проблемное состояние прикрепляется к предикату "преследовать":
"преследуют неприятности", "преследует злой рок", "преследует запах", "преследуют навязчивые мысли… картинки… образы… звуки…" и т.д.

Как видим, ТИПИЧЕСКОЕ (типовое, обычное) вполне согласуется с АРХЕТИПИЧЕСКИМ (прото-типовым, бытийным).
Согласование типического и архетипического должно навести нас на странную, но достаточно логичную  мысль: у каждого существует свой вполне действительный (хотя и не всегда реальный) Преследователь – Персекутор и Инквизитор (inquisitor – следователь). И каждый в той или иной, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени – персекутант. Кто (или что) именно преследует – власти, рок, обстоятельства, личные тени… – частности, овеществлённые проявления Великого Персекутора.
У параноика персекуция обозначена более явственно, драматично и тревожно.
Но, ведь, судьба среднестатистического нормостеника (нормального субъекта, homo vulgaris) может быть, как показывает жизнь, не менее трагична, а порой, и более, нежели судьба безумного…

25.5.18 (Пт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел