Гномон. "Теория неврозов" (Продолжение). Негредо и Метанойя

47.
Слово "Negredo" можно рассмотреть как двусоставное, где частица Neg- представляет собой отрицание, а "redo" восходит к Res, что, как мы помним, означает "реальность".
Получается буквально – "не реальность".
В п. 38 (глава "Метанойя") было сказано, что при той или иной стрессовой, "пограничной" ситуации человек теряет чувство привычной реальности – последняя как бы смазывается, возникает лёгкая дереализация с возможной временной деперсонализацией, во время которых шаблонная картина мира деформируется, растворяется, исчезает. С психоаналитической точки зрения в данном случае срабатывает механизм, который получил название – диссоциативная защита. Мною такое состояние обозначено как 0-режим. Если диссоциация затягивается, то развивается тенденция к психотическому регистру. При включении дополнительных и более зрелых защитных вариантов, угроза психоза предотвращается, но реализуется выход в депрессивную позицию.

Но что есть депрессия с семантической точки зрения? Это утрата всех смыслов, опустошение, являющее собой пролонгацию нулевого режима, в котором запускается нивелирование чувств, ощущений, мотивов и, соответственно – будущего.
Это всегда реакция на утрату объекта.
Объект – Объект = 0.
А, если ноль, то тогда "всё - всё равно". И на чтобы ноль не делился, на выходе будет ноль.
Не-реальность есть ноль-реальность. Но, с другой стороны, не-реальность в латинизированной форме прочитывается как - Негредо.
В таком случае, концы с концами сходятся, и возникает ясное понимание того, что какого бы цвета Негредо ни было (чёрного или какого-нибудь ещё), оно представляет собой состояние, когда "нет объекта" . А, раз нет значимого объекта, тогда "всё потеряно" и "ни в чём нет смысла".

Но тогда - где объект?
Объект – внутри.
И, благодаря тому, что он внутри (на языке алхимиков – "в склепе", "в могиле", "в гробу"), он дефрагментируется и, таким образом, обретает целостность. Напомню, что именно в силу данного процесса, Кляйн считала D-позицию более зрелой по отношению к PS-позиции (параноидно-шизоидной расщеплённости и фрагментации).
То есть: депрессивность есть необходимость, побуждающая к выходу во внутренний мир и рефлексии.
Согласно же Винникотту, способности к творчеству инициируются одновременно со способностью быть во внутреннем мире.
Это объясняет, почему Пушкин интенсивно выдавал гениальную продукцию, будучи отлучённым от светской жизни столицы и погружённым в меланхолическое состояние деревенского одиночества.
Это же разъясняет и смысл пресловутых присказок о том, что "художник должен страдать", а "счастье необходимо выстрадать".

В любом случае D-позиция есть необходимость. Необходимость и в том смысле, что без неё невозможно обойтись, и в том, что её невозможно обойти. Но реализуется она по двум путям – "принудительном" – когда обстоятельства складываются так, что субъект в силу этих обстоятельств вынужден потерять и испытать травму потери, и – "добровольном" – в случае, если душа дозревает до такой стадии, когда понимает, что общепринятая конвенциональная реальность есть фикция и отказывается воспринимать примоматериальный мир как последнюю истину в инстанции, пробуя искать данную истину в измерениях внутренних.
Второй путь традиционно мыслится как путь познания и обретения мудрости.
Отсюда становится понятным и выражение "Во многой мудрости много печали (Екк. 1:18), подтверждающее, что мудрость обретается через опыт печали.
Таким образом:
"Посему, если я опечалил вас посланием, не РАСКАИВАЮСЬ (Metamelomai), хотя и пожалел было; ибо вижу, что послание то опечалило вас, впрочем, на время. Теперь я радуюсь не потому, что вы опечалились, но что вы опечалились для УМОПЕРЕМЕНЫ (Metanoian) … (2Кор. 7:8-9).

Значит, вхождение в 0-режим может стать началом метанойи, а, стало быть, и дальнейшей трансгрессии. Верно и обратное утверждение: метанойя всегда предполагает опыт Негредо.

18.5.18 )Пт)

Продолжение следует

Вернуться в раздел