Гномон. "Теория неврозов". (Продолжение). Силоамский феномен

45.
Обратимся вновь к Евангелиям, которые можно воспринимать и как своего рода "Руководство Пользователя Неокортексом":
"Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но, если не покаетесь (в дословном переводе – не совершите Метанойю – Э.Ц.), все так же погибните. (Лк. 13: 4-5).
В разделе 38 уже приводился аналогичный ответ Христа на вопрошание учеников о причине насильственной гибели людей:
"Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните" (Лк 13:3).

Человек знает, что он смертен. И реактивно боится смерти. И инстинктивно ищет бессмертия. И может найти его лишь в любви, которая, по определению, и даёт ощущение бессмертия, являясь по сути своей состоянием религиозным (см. 44).

В приведённых же двух отрывках мы встречаемся с темой смерти насильственной.
Но, если в первом случае мы имеем дело с агрессией со стороны человека (что психологически более понятно и может быть проинтерпретировано в рамках определённой мотивологии), то во втором – сталкиваемся с силой безличной и безликой, чьи проявления ни в какие мотивационные схемы не укладывается.

Вместе с тем, человек устроен так, что он постоянно семантизирует, то есть наделяет смыслами любые события, возникающие в его поле восприятия и осознания, о чём свидетельствуют и эксперименты:
Испытуемых помещали в комнату с беспорядочно мигающими лампочками. Через некоторое время люди стали обнаруживать "закономерности" в их мигании, а ещё через какое-то время начали создавать теории для возможности предсказания того, какая лампочка мигнёт следующей.

Это говорит о том, что человек не хочет верить в случайность и интуитивно в неё не верит, особенно, когда ему приходится соприкасаться с событиями трудно постижимыми и тревожащими.
Тогда он создаёт теории – воздаяния за грехи, кармы, преследования злого рока – поскольку данная объяснительная база снабжена определённой логикой и позволяет создавать рационализирующие модели.

В обоих отрывках Евангелия от Луки говорится о том, что погибшие не были грешнее и виновнее остальных, но из данного высказывания не следует, что они были и менее виновны и грешны. То есть теория воздаяния (кармы) не отрицается, но на ней и не ставится акцент. Акцентируется импликация: если не будет метанойи, то будет такая же гибель.
Но – что значит, "также" и что значит – "погибните"?
Гибель, по определению, есть насильственная смерть, то есть смерть по причине насилия (или так называемого, несчастного случая – варианта насилия со стороны "безликой силы").
Насилие предполагает наличие агрессора, преследователя.
Чувство преследования и преследователя (без фактического присутствия такового) – это параноидно-шизоидная позиция. И это – первый ужас новорождённого, примордиальный страх человека, его фатальный Фобос, порождающий раскол и расщеплённость души.

Из сказанного следует, что человек страшится не просто смерти (ибо он знает, что и бессмертен, поскольку его 14-я хромосома содержит информацию об этом), но – смерти–Вторжения, смерти – Насилия, смерти – как инъекции Ино-родного, чужого и беспощадно яростного.

Любое внедрение воспринимается как угроза жизни и выживанию.
Поэтому, если насилие мыслить шире, то мы увидим, что оно есть не только выстрел оружия. Но оно у нас под ногами, оно вокруг нас, оно в воздухе, которым мы дышим. Самый расхожий пример тому – вирусы.
Окружающая среда в принципе и во всех её частностях агрессивна.
Безжалостным холодным убийцей в любой мифопоэтике выступает и время – угрюмый, мизантропный Хронос, оскопляющий Сатурн, орудующий как орудие хладнокровного умерщвления.
Даже половые Х и Y хромосомы находятся в состоянии жесточайшего конфликта друг с другом.
Посему выражение "естественная смерть", хотя и возможна в отдельных случаях, но представляется оксюмороном.
В большинстве своём кончина людей – именно насильственная, как результат внедрения агента разрушения и поражения, если не внешнего, то "своего", внутреннего. Так 17-я хромосома может отдать клеткам организма соответствующую команду, и те начнут совершать массовый суицид.

В этом месте, мы, как говорят философы, разнесём понятия.
Разнесём понятия – кончина и смерть.
Кончина – это эпизод алгоритма жизни, финальное её окончание, последняя Стоп-команда.
Смерть – есть нечто параллельное (или контрпараллельное) обыденной жизни, наделённое особым статусом существования и бытия.
Потому, строго говоря, не стоит путать кончину и смерть. Кончина наблюдается Здесь. Смерть не наблюдаема и начинается Там.
Человек, подойдя к своей последней черте – скончался, умер (как уже было сказано, в большинстве своём – насильственно, принудительно – если не в юридическом смысле, то в экзистенциальном), но это ещё не факт, что он Встретил – Смерть. Можно встретить смерть и даже "посмотреть ей в лицо" и остаться в живых, но это уже будет другая жизнь. Встреча со смертью – всегда трансгрессия.

Поэтому высказывание – "если не совершите метанойю, то также погибните" – можно интерпретировать и таким образом: если не произойдёт радикальная умоперемена, то неизбежная кончина окажется механической, исполненной угнетённости или ужаса. Кончина без встречи со Смертью (участь многих).

Смерть же – это обратная сторона любви.

14.5.18 (Пн)

Продолжение следует.

Вернуться в раздел