Гномон. Теория неврозов (Продолжение) Трансгрессия (33-35)

33.

В приведённой притче машинист близок к Трансгрессивному видению.

Читал ли он "Феноменологию духа" Гегеля, где введённое понятие Aufheben (Снятие), означающее момент развития, "в котором соединены как отрицание, так и сохранение, утверждение", предвосхищает то понимание Трансгрессии, которое вкладывалось постмодернистскими мыслителями ХХ века? Не важно, является ли машинист традиционалистом или постмодернистом, или просто машинистом, он близок к Трансгрессивному видению.

 Мы же проанализируем нюансы темы на наших иллюстрациях.

Возьмём в качестве примера Вазу Рубина.

Мы смотрим на картинку, и наше восприятие делает скачок – либо в сторону Вазы, либо в сторону Профилей, осуществляя предельный переход, совершая прыжок мгновенно.

Сосредоточимся на одном из объектов. Пусть это будет Ваза.

Таким образом, мы попадаем: или в - Мир, в котором присутствует Ваза, или в – Мир, где Вазы нет. Оба этих мира возможны, в чём мы убеждаемся просто опытным путём.

Аналогичный ход рассуждений проводим и в отношении Профилей.

По условию нам изначально заданы два объекта – Ваза и Профили. Но данные объекты предстают таковыми лишь в тот момент, когда один из них проявляется в восприятии. Вот, ваза, которая была "спрятана" - Стала - вазой. Объект проявил себя в своём Становлении, выйдя из пространства бытия, недоступного прямому созерцанию.

А что же пребывает изначально?

Изначально нет ни вазы, ни профилей, но есть некое изображение, в котором имплицитно присутствует Возможность вазы и Возможность профилей.

То есть, изначально пребывает нечто такое, что можно обозначить как - (вазапрофили) – некое единое, которое известно ещё под названием "квантовая суперпозиция" (из соответствующей теории).

Итак, имеем: (вазопрофили).

Далее: является Наблюдатель.

Затем: возникает взаимодействие (Наблюдатель*(вазопрофили))

На выходе: Наблюдатель видит вазу (или профили).

 

Можно всю представленную композицию представить с использованием символики конъюнкции и дизъюнкции, где /\ есть знак конъюнкции ("и"), \/ - знак дизъюнкции ("или")

(ваза/\профили) <Наблюдатель> (ваза \/ профили).

 

Теперь остаётся выбрать естественнонаучную объяснительную базу того, что произошло.

В первом случае мы можем представить толкование с точки зрения так называемой "копенгагенской интерпретации" квантовой механики. Была суперпозиция (то есть одновременное существование всех возможностей, упакованных в единый "пакет" равных вероятностей). Потом Наблюдатель схлопнул – редуцировал этот пакет своим взглядом до одной единственной возможности, которая и проявилась в реальности. Все остальные альтернативы – возможности – исчезли. (Подробнее о данной интерпретации – см. соответствующие книги, в частности – Амит Госвами. Самосознающая вселенная).

Второй подход опирается на Семантику Возможных Миров и Многомировую интерпретацию квантовой механики Хью Эверетта 3-го (теорию Мультиверса).

 

Здесь никакой редукции всех имеющихся, кроме одной, возможностей не происходит. Но все они реализуются одновременно. Одновременно же возникает и количество параллельных реальностей, соответствующих количеству имеющихся возможностей. Естественно, Наблюдатель также мультиплицируется.

Поскольку жизнь человека есть самоочевидность множественности его миров, то для нашей интерпретационной базы предпочтём эту, вторую версию.

В таком случае эксперимент с композицией (вазапрофили) можно представить наглядно следующим образом:

В некий момент времени Тn Наблюдатель N смотрит на композицию (вазапрофили).

В следующий момент времени Тn+1 происходит разделение реальностей на реальность (N1*Ваза) и реальность (N2*Профили).

Если представим компактную обобщающую запись, то получится:

Тn (N*(Суперпозиция Х /\ Y) -> Тn+1 (N1*Х /\ N2*Y)

 

Теперь рассмотрим мультиверсную парадигму с завязыванием её на психодинамике.

Допустим, мы попали в мир, где вазы нет. Но при этом мы знаем, что сама ваза – та ваза, что  контурирована на картинке, не исчезла. Вазы нет, но ваза есть. Что же произошло? Говоря языком психоаналитической теории, ваза оказалась - Вытеснена. Проявив в своём восприятии два чёрных профиля, мы вытеснили в бессознательное белую вазу.

Таким образом, становится интуитивно понятна идея параллельных миров.

 

34.

Пересекаются ли параллельные реальности? Да.

Параллельные пересекаются даже в мире обыденном – достаточно посмотреть вдоль железнодорожного полотна и увидеть, как параллельные друг другу рельсы возле горизонта сходятся в одной точке.

 Как параллельные миры пересекаются в человеческом существовании?

Юнг описал механизм, который назвал Энантиодромией, что означает – "бег навстречу", взяв данный термин у Гераклита. Согласно указанному механизму, вытесненное в Бессознательное, становится Теневым аспектом личности. Некоторое время цензурирующая часть психики удерживает теневой элемент в "контейнере", куда эвакуируется всё удаляемое из восприятия. Но рано или поздно удалённый фрагмент начинает "подниматься" – стремясь попасть в тот мир, из которого был изгнан. Цензура создаёт дополнительное напряжение, чтобы не дать ему подняться. Но, чем сильнее действие цензуры, тем более интенсивным оказывается противодействие теневого импульса (что весьма похоже на ньютоновское "действие равно противодействию")

Одновременно сознательная установка ослабевает. Это значит, что она постепенно начинает сдвигаться в сторону Бессознательного. В каком-то определённом месте психического пространства две установки – сознательная и вытесненная теневая, встречаются. В этот момент происходит "короткое замыкание", а в следующий – то, что было глубоко спрятано в "подвалах души" вырывается в пространство вариантов событийного поля субъекта. Хорошо известная фраза "его/её как будто подменили" как раз описывает такую "смену полюсов".

Применительно к социуму подобную механику описал Вилфредо Парето, назвав её Ротацией Элит.

 Но, прежде чем прорваться в актуальное пространство событий, бессознательный импульс, не имея данной возможности, по различным обходным путям начинает "просачиваться" в реальность – не напрямую, а через сновидения, мимодействия, или парапраксисы (по Фрейду), в символической форме намекая о своём существовании, и, если последнее продолжает игнорироваться, то следующей фазой тенденции к "просачиванию" становится симптом (невротический, психосоматический, психотический). Если проигнорировать и симптом, то рано или поздно в судьбе произойдёт катастрофа.

Если слишком упорно цепляться за Белую Вазу, то в самый неподходящий момент в жизнь ворвутся Чёрные профили..

 

35.

Когда жизнь человека замыкается в круг, то движение по этому кругу можно определить понятием – Ротогрессия (Rotatio + Gressus).

 

Квантовые скачки, предельные переходы – звучит красиво, но сами по себе действия эти обыденны и многократно повторяемы. Всё это работает в пределах Ротогрессии.

Но как уловить, где ухватить возможность Трансгрессии на примере хотя бы всё той же Вазы Рубина?

Вспомним гегелевское "Снятие" и попробуем воспринять картинку в следующей оптике:

1. "Схватим" ли и вазу, и профили одновременно? Как только это получится, можно говорить о проблеске Трансгрессивного видения.

2. Ничто не обязывает нас ожидать только вазу или профили. Можно заметить, например, берега и русло реки… или что-то ещё. Следующий шаг Трансгрессивного видения.

 

Проблеск Трансгрессивного видения также проявит себя, если мы перестанем прыгать по кубу Неккера и, уйдя от иллюзии трёхмерности, адекватно уловим его как плоскую фигуру.


Если получилось, то это значит, что Трансгрессия восприятия произошла.

Если нет, и Куб "кувыркается", а точка всё ещё прыгает, то восприятие продолжает циркулировать в ротогрессивном контуре.

 

Обратим внимание также на нюанс – указанный Морисом Бланшо – "изменяя себе".

Мы привыкли к выражению "изменить себя". Вот далеко неполный список идиом одного семантического ряда: "Измениться", "Трансформироваться", "Поменять себя". Опять-таки, звучит красиво и даже возвышенно. Но ни одно из этих выражений не имеет реального значения – в силу того, что каждое из них, и все они вместе взятые имеют нулевую степень смысла.

Никаких изменений – себя – не произойдёт. Все движения останутся в пределах заданной ротогрессии с периодическими экзальтациями, ремиссиями и иллюзиями произошедших перемен.

Реально лишь: изменить – себе.

Но что это значит? Отречься от себя? Предать себя?.

Нижеследующее трансгрессивное высказывание поясняет :

"Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее". (Лук.9:24)

 

Продолжение следует

Вернуться в раздел