Гномон. Теория неврозов (Продолжение). Греза vs Реальность

24.
Гении, визионеры, дети и безумные – люди Грезы. И они – аутисты.
Они аутисты даже тогда, когда проявляют все признаки вполне адекватных социальных контактов и корректного коммуникативного уровня. Но экстравертность для них - маска, роль, игра, ибо их внутренний мир (ин-мир, интромир) для них куда более значим, нежели действительность внешняя – мир оболочек, означенного и  правил, заданных всегда Другим (Другим - в лакановском смысле).
Обыватели – обитатели мира факта, повторения и механического воспроизведения.
Примечательно то, что Юнг, проводя параллели с животным миром, интровертов соотносил со львами, экстравертов – с тараканами. Лев – животное интровертное, таракан – экстравертное. Лев предпочитает одиночество, таракан – общество.
Герман Роршах (большинство его знает по знаменитому тесту) также отмечал, что "интроверсивная личность обладает хорошо развитой функцией воображения и большой собственной продуктивностью" –  в отличие от экстратензивных субъектов (экстравертов), характеризующихся поверхностностью и приспосабливаемостью.
Возвращаясь к Юнгу, вспомним, что высшее состояние человеческой реализованности, духовный центр души он определял термином "Самость" (Self, Selbst).
На греческом "сам" будет "Autos".
Что получается? То, что Самость – Аутична.

Посему Человек Творческого Импульса – всегда аутист.
Не смотря на то, что другие могут этого не подозревать, рано или поздно данная "инаковость", всё равно, проявится. Не случайно первого Грезовидца в истории – Авраама, всегда определяли как "чужого", даже если он был своим и среди своих.
Однажды он внезапно услышал зов: "И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе" (Быт. 12:1). Без малейших промедлений он ответил на этот зов. Ответив на внутренний зов, он обрёл призвание. Но, чтобы услышать голос Бога, нужно быть аутистом. Обыватель придаёт значение только голосу соседа.
Исходя из жизнеописания будущего патриарха, тот не был шизофреником. Вместе с тем, на протяжении всех своих странствий он слышал голос. И он с ним разговаривал. Он общался с тем, кого не слышали другие. Но, если Аврам (впоследствии переименованный Всевышним в Авраама) не был душевнобольным, то он был или визионером или гением. Скорее всего, и тем и другим. Ибо великий визионер есть гений Богопознания. Он странствовал и жил в напряжённом режиме интенсивного Воображения (в режиме Имажинера, как выразился бы Жильбер Дюран). И Бог ему открывался через Воображение. Как показывает дальнейшая история, Бог открывается только аутистам с мощно развитым воображением.
И вера – это разновидность аутизма.
Нет аутизма – нет веры, а есть только декларация о таковой, суггестивное самоубеждение.
Итак: Аврам (что переводится как "отец выси"), именем своим символизирующий идею вертикали, получил новое имянаречение – Авраам ("отец множества"). Если вертикаль – как символ – мы соотносим с темой соединения мира обычной действительности с миром "горним" ("высью", "Градом Небесным" - по св. Августину), то "множество" явно ассоциируется с "градом Земным" (снова – по св. Августину). Вертикаль – единичное, сакральное, неозначенное, надреальное, ирреальное, вечное. Мифопоэтически она выражает мысль о возможности соединения нижнего и Высшего. Но подобное соединение способно открыться лишь в Видении, в Грезе, в концентрированной Имагинации.  Горизонтальное "множество" – обыденное, здешнее, явное, означенное, реальное, вещное. Переход от Аврама к Аврааму – это переход Грезы в реальность, прорыв Воображаемого в действительность и оплодотворение действительности Воображаемым.

Независимо от того, существовал ли Аврам-Авраам книги Бытия в истории, он являет собой прототип, воплощающий в себе механизм того, что может произойти с любым человеком, независимо от того, знаменит он или нет.
Но сначала рассмотрим, всё-таки людей известных – по той простой причине, что архетипические и прототипические модели в их жизни проявлены более рельефно и отчётливо.
Нильс Бор. Основатель квантовой физики. Чтобы воплотить в жизнь подобного рода проект, мало иметь смелый и открытый интеллект. Можно быть смелым, умным, волевым и ничего не создать. Что же говорил сам великий мыслитель? Он заявил о необходимости "безумной идеи". А где может инспирироваться "безумная идея"? В Грезе.
Итак, сначала – Греза (если угодно, галлюцинация). Дерзание, бесстрашие, упорство идут уже потом. Да, по правде говоря, они не столь уж и необходимы. Если творец нового и не обладает вышеуказанными качествами, то непременно найдётся его сподвижник, который наделён ими сполна. Пример? Дарвин и Гексли. Дарвин грезил. Нагрезил фундаментальный труд – "Происхождение видов". А Гексли его "проталкивал". И с успехом протолкнул. Если проводить параллель с библейскими прототипами, то Дарвин – "Авраам", Гексли – "Исаак". Авраамический тип – инициатор, основоположник, "Отец-основатель", тип Исаака – последователь, консерватор, продолжатель отцовских начинаний. (Чем занимался Исаак? Он заново отрывал колодцы, некогда вырытые Авраамом, его биологическим отцом, которые были засыпаны после его смерти).
Вернёмся к Нильсу Бору. Был ли он смел? Неважно. Важно то, что он грезил. В грезе учёный создавал новую реальность, которая не совпадала с общепринятыми представлениями классической физики.
В своём инициальном состоянии греза всегда слабее реальности. И реальность всегда агрессивно относится к грезам и грезовидцам, ибо они представляют для неё угрозу, поскольку посягают на установленный порядок и базовую стабильность устоявшейся матрицы. Посему новый импульс мысли всегда сталкивается с неприятием, критикой и насмешками – оборонительными стратегиями реальности, защищающей себя от непрошенных интервенций из Мира Иного.
Но, если грезовидец, не взирая на его третирование, продолжает концентрированно пребывать в своём видении, то по закону индукции, таковое усиливается, в какой-то момент сила его сравнивается с инертной силой реальности, наступает неустойчивое равновесие, и… продолжая набирать обороты, "побеждает мир" – становится официально признанной идеей, парадигмой, догмой, фактом действительности.
По такому же механизму делаются и революции. Ленин грезил сильнее, чем Троцкий, Сталин грезил сильнее, чем Ленин и Троцкий вместе взятые, хотя в харизме и пассионарности значительно уступал каждому из них.
По описанному механизму людьми делается мировая история.
По этому же механизму отдельный человек способен сделать свою личную историю – ведь, онтогенез есть краткое повторение филогенеза (согласно закону Геккеля-Мюллера).

15.4.18 (Вс)

Продолжение следует

Вернуться в раздел