Гномон. "Теория неврозов" (Продолжение). Любовь

22.
Случай К/С показал возможность существования некой промежуточной фазы, в которой наблюдается отход от невротичекской любовной созависимости, но в которой ещё не сформированы отношения любви. Назовём подобный тип взаимодействий Гомеостатическим Сосуществованием. Из подобного состояния возможны три исхода:
1. Постепенное отдаление с неизбежным отделением.
2. Инкапсуляция пары – то, что представляет собой усреднённый вариант, когда партнёры сцеплены общим бытом, зачинают и воспитывают детей, по выходным посещают родственников, создают свои семейные ритуалы, ссорятся, мирятся, рутинно занимаются сексом, столь же рутинно заводят тайные связи на стороне, экстатизируют банальное, создают и холят своё "уютное гнёздышко", всяческими способами поддерживают своё самодовольное благополучие, et cetera
Данный тип отношений можно охарактеризовать так:
СУЩЕСТВУЮТ ВМЕСТЕ, НО ЖИВУТ – ОТДЕЛЬНО.
В целом, складывается картина общего среднестатистического благополучия, но в любом внешне сконструированном благополучии всегда скрыт подвох.
Подвох инакпсулированной пары состоит в том, что здесь начинает скапливаться - названное Фрейдом - das Unbewusste – "Невысказанное", "Невыраженное" (оно же – "Бессознательное"). И это Невыраженное становится Тенью (в юнговском понимании) – которая,  если не осознаётся и не признаётся, то будучи аспектом подавленным, вытесненным, маргинализованным, рано или поздно прорывается в виде тяжёлых драм или соматических проблем, а также сливается по линии трансгенерационной передачи детям, в случае появления таковых (см. А. Шютценбергер).
Итак, основные стигмы данного состояния в перспективе следующие: соматические и ситуационные хронические проблемы, адюльтеры, проблемы у детей (в силу того, что они принимают на себя груз Невыраженного).
На территории подобных отношений обитают люди-пустоты, люди-заплатки, люди-фейки (см. соответствующие Гномоны).

3. Любовь.
Любовь может быть строго определена чётким набором признаков.
Прежде, чем мы их перечислим (разумеется, с учётом того, что о ней говорили классики мысли – психоаналитической и духовной), начнём с апофатического "скальпеля" и отрежем то, чем любовь не является.
Любовь не есть чувство.
Любовь не есть эмоция.
Любовь не есть настроение.

Любовь есть интегральная сумма атрибутивных признаков:
1. АМОР – А Мор – то есть константное осознание собственного бессмертия и бессмертия партнёра. Бессмертие же, как было сказано, есть отсутствие страха смерти.
Отто Кернберг (Отношения любви):
"Бессознательное желание бессмертия другого".
"Базисная уверенность в любви партнёра и собственной любви к нему… помогает совладать с тревогой по поводу собственной смерти".
Юлиус Эвола (Метафизика пола):
"Частица "a" означает "без"; "mor" (mors) – "смерть": соединяем оба – получаем "без смерти", то есть бессмертие".
Что есть смерть в "психопатологии обыденной жизни"? Утрата смыслов.
Как определить, существуют ли в жизни пары смысл и смыслы? Ввести на какое-то время в режим лёгкой депривации переходных объектов – привычных удовольствий и развлечений, иными словами – дать паре ситуацию "наедине друг с другом". Если вскоре возникнет желание "пойти куда-нибудь сходить – поесть… посмотреть… и т.п.", то это означает то, что людям скучно друг с другом. Скука – это латентная тревога. Любая тревога – это всегда завуалированный страх смерти. Скучая, или томясь друг с другом, люди не переживают собственного бессмертия.
Это значит, что В ОТНОШЕНИЯХ БЕЗ ЛЮБВИ КАЖДЫЙ ВОСПРИНИМАЕТ ДРУГОГО КАК СМУТНУЮ УГРОЗУ СВОЕМУ СУЩЕСТВОВАНИЮ.
Ведь, в идеале человек стремится к тому, чтобы "оставаться живым во время своей смерти" (Д. Винникотт).
2. ЭКСТАТИЧНОСТЬ
. О. Кернберг:
"Реальные отношения с любимым человеком на идеальном уровне представляют собой переживание преодоления собственных границ, экстатический опыт, который составляет диалектический контраст с обычным повседневным миром и порождает новый жизненный смысл".
Ю. Эвола:
"Можно говорить о состоянии восторга… светлой ясной опьянённости".
Говоря проще, человек, которого я люблю, всегда у меня вызывает восхищение. Не эпизодически, а всегда. В этом смысле любовь есть постоянное восхищение объектом своего желания.
3. РАЗВИТЫЙ ВНУТРЕННИЙ МИР (Интромир).
О. Кернберг:
"Преданность другому означает преданность своему внутреннему миру".  
Ю. Эвола:
"В сущности, любя и желая, человек ищет собственный корень, почву, причастность к абсолютному бытию, ищет разрушения "потерянности" и связанного с ней экзистенциального страха".
И здесь всё просто – чем богаче у человека его внутренний мир, тем сильнее у него выражена способность к любви. Справедливо и обратное высказывание – зрелым человеком любовь воспринимается как возможность более глубокого самопознания. В общем-то, для него отношения и воспринимаются, прежде всего как путь или полигон познания себя с возможностью выхода на ясное самоопределение в отношении того, "что я могу", "чего я хочу", "чего я достоин" и "чего я стою".
4.ЗАБОТА И ОТВЕТСТВЕННОЕСТЬ ЗА СВОЁ ОТНОШЕНИЕ.
О. Кернберг:
"Нормальное развитие функций Супер-Эго предохраняет пару и добавляет мощный элемент – чувство взаимной ответственности и заботы – извлечённый из эмоциональных глубин в их отношениях".
"Зрелость функций Супер-Эго у обоих партнёров проявляется в способности испытывать ответственность за другого и за пару в целом, в заботе об отношениях и в защите их от повседневной неизбежной активизации агрессии в результате столь же неизбежной амбивалентности в близких отношениях".
Не стоит воспринимать любовь как сусальную идиллию и полагать, что жизнь любящих партнёров исключительно лишена конфликтов и шероховатостей. Как указывает Кернберг, каждый человек, будучи наделённым амбивалентностью и агрессивным зарядом, неизбежно привносит их и в отношения. Потому "грозовые разряды" всегда неизбежны и там, где мы говорим о любви. Но конфликты в любящей паре - не то же самое, что конфликты в отношениях невротической созависимости или в паре "капсульной". Если в двух последних случаях работает откатанная схема: бурное выяснение отношений – бурный секс, то в случае любви, которая не нуждается в сексуальных стимуляторах, любая ссора всегда "работает на познание". Иными словами, любящие друг друга люди, энергию конфликта используют с выходом на новое понимание - и себя и другого. Это значит, что любой эпизод "грома и молний" у них заканчивается конструктивным обсуждением.
Напротив - если супруги не спорят, не выясняют отношения, не ссорятся и слишком уж "образцово" обходительны друг с другом, то подобный стиль отношений может быть тревожным признаком – сигналом угасания интереса друг к другу. За подобного рода поведением часто скрывается или реактивное образование, или манипуляция.

5. ДРУЖБА.
О. Кернберг:
"Зрелая любовь подразумевает дружбу и сотрудничество".
Что есть дружба? Прежде всего, это надёжность.
В своё время, когда князь выступал в поход, он набирал людей, на которых мог положиться, как на себя. Такая команда не только набранных, но и избранных, называлась дружиной. Соответственно, те, кто в неё входил – друзья.

6. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ.
О. Кернберг:
"Одновременно активизируется ещё одна функция… Я имею в виду здоровые аспекты Эго-идеалов обоих партнёров, которые вместе создают общую систему ценностей".
Это не значит, что партнёры должны заниматься одним профессиональным делом. Да, мы знаем идеальную пару – супруги Кюри. Но, чтобы идти к общей цели и решать общие задачи, не обязательно обоим быть физиками. Один может быть "физиком", другой вполне себе  – "лириком". Не суть.
Абсурдно и полагать, что под общей целью подразумеваются бытовые и биологические аспекты – ведение хозяйства и деторождение. Это просто – механизмы жизни. Если мыслить строго, то плодиться и размножаться – как задача – ставится селекционером – для племенных животных. По определению, и в буквальном терминологическом смысле.
Тогда что же здесь можно иметь в виду?
Любовь – это то, что человек ищет один, но теперь он это делает вдвоём.

Продолжение следует

Вернуться в раздел