Гномон. Теория неврозов. Часть Пятая. Акцент на механизме, но не на причине

12.
Поиск причины – вещь ненадёжная.
Наглядный пример. Человек заболел гриппом. Вопрос – какова причина? Тривиальный ответ – вирус. Тогда спросим: почему другой человек, который находился в том же самом месте и в то же самое время, что и первый, и даже находился с ним рядом и, соответственно, "поймал" такое же количество вирусов, не заболел? Медицина отвечает – иммунитет.
В таком случае имеем уже сложносоставную "причину" заболевания: (вирус + ослабленный иммунитет). Но какова в данном случае причина ослабленного иммунитета?

Ещё пример: есть некто А, некто Б, и некто В.
Все растут в одних и тех же условиях – в условиях так называемого "трудного детства". Но, вот один, вырастая, становится садистом, другой – мазохистом, третий – альтруистом.
В чём причина того, что один вырос мучителем, другой – хроническим страдальцем, а третий – филантропом? Все разные, с разными судьбами, но все вышли из одинаковых условий.
Поэтому не всегда, далеко не всегда "трудное детство" является причиной невроза.
Психоаналитик скажет, что:
в первом случае сработал механизм проекции  -"я знаю на себе, что такое боль, поэтому я буду причинять боль другим",
во втором – интроекции - "я проглотил боль, и я буду жить с ней",
в третьем – реверсии - "я знаю на себе, что такое боль, поэтому я никогда не причиню её другому". (См. Н. Мак-Вияльмс. Психоаналитическая диагностика).
То есть: решающее значение сыграли определённые механизмы, которые традиционно называются психологическими защитами.
А. вот "трудное детство" – просто факт биографии. Кстати, у многих великих детство было, как раз, не из лёгких.
"Трудное детство" – это, скорее всего, бренд. Некий бейджик, который можно на себя повесить для оправдывания собственной несостоятельности во взрослой жизни. Ну, или, если человек гений, как Алексей Максимович Горький, он может свои переживания инвестировать в создание шедевра.
Почему бы не выделить – "Синдром Трудного Детства" – в качестве дополнительного нюанса для определённого подтипа личности истероидного склада?

13.
Допустим, мы обнаружили некую причину Икс. Хорошо. А какова причина Игрек этой причины Икс?
Так перебирать все причины – никаких алфавитов не хватит.
Получается история, как в стихотворении С. Маршака:

"Не было гвоздя -
Подкова
Пропала.

Не было подковы -
Лошадь
Захромала.

Лошадь захромала -
Командир
Убит.

Конница разбита --
Армия
Бежит.

Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя."

Но – почему в кузнице не оказалось гвоздя?

Атеист скажет: халатность кузнеца.
Теист заверит: промысел Божий.
Фрейдист констатирует: агрессия в отношении эдипова соперника.
Клинический психиатр отметит: у кузнеца – боязнь острых предметов.
Джайнист заметит: карма.
Эвереттист улыбнётся: зато в параллельной реальности всё в порядке.
Буддист прошепчет: это всё – и лошадь, и командир, и подкова, и кузнец  – иллюзия.
Прокурор нахмурится: виновен.
Адвокат оправдает: не виновен

Чьё высказывание истинно, и чьё – ложно?
Где правда?
Дело в том, что ни правда, ни ложь не имеют значения.
Человека не интересуют вопросы правды или неправды. Ему интересно другое.
Человек интересуется только двумя вещами: как это продолжится, и чем это закончится.
Что же касается поиска правды, то таковой являет собой (согласно О. Кернбергу) рационализированную агрессию. Касательно неправды (см. О. Кернберг, Отношения любви), то последняя представляет собой ту же агрессию, но выражаемую другим способом.
Иными словами: тот, кто врёт, тот - таким образом – проявляет свою агрессию по отношению к тому, кому врёт, ибо живёт в страхе перед ним. Тот, кто разоблачает врущего, "срывает маски с него", "докапывается до правды" – агрессирует на лгущего, запуская механизм обесценивания. Но свой поиск правды – оправдывает. Чем? Желанием "докопаться" до сути.
Получается замкнутая циркуляция агрессии между лжецом и разоблачителем.
В отношениях – это провал миссии.

14.
Мы предположим: причина расположена в интервале – от начала сотворения мира до его окончания. Она присутствует тотально – везде и во всём. Её нет в прошлом, её нет в настоящем, её нет в будущем. Она – одновременно – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Она – тотальна. Она – здесь и сейчас, она – там и тогда. Поэтому, если кто-то заболел гриппом, в его заболевании принимает участие вся вселенная, а не только вирус и сбой в иммунитете.
Вся вселенная от истоков её до финала - является причиной того, что в кузнице не оказалось гвоздя. Просто каждый из указанных специалистов применяет теорию, специалистом в которой он является, и на основании этой теории будет создавать свою историю.

Человек не ищет истину, он ищет историю, в которую мог бы ввязаться. Поиск истины – удобный предлог для того, чтобы ввязаться в историю.

15.
Теперь приводимую теорию можно обобщённо представить как Теорию Патосов и записать её базовый концепт в виде следующей формулы:

|КВАЗИРЕАЛЬНОСТЬ ДУАЛА*ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ АКТУАЛА> = БЫТИЕ СУБЪЕКТА

В данном случае знак | символизирует понятие Интеграла (см. часть 4, Формула "Я")
Символ > означает, что речь идёт о векторе состояния с набором определённых параметров, функционирующем в режиме динамической системы.
Звёздочка * представляет оператор взаимодействия как такового.

Поскольку в базовой формуле присутствует слово "Бытие", то практический инструмент теории определим через термин "Онтопсихоанализ", или – Онтоанализ Души.
И это значит, что наш метод направлен не на поиск причины, а на поиск бытия.

Продолжение следует.

Вернуться в раздел