Гномон "Драма Элементов". Предисловие

Предисловие

Почему - "Драма элементов"?
1. Во-первых, потому что Дух – это всегда драма.
Даже, если дух заоблачен, это не означает, что он безоблачен.
Дух – это всегда – драма. И временами, даже, трагедия. Мы живём, по выражению Беннета, в "Драматической Вселенной".
Не стоит думать, что духовное есть исключительно умильное, сусальное и сентиментальное – как в глянцево гламурной грёзе Нью-Эйджа.
Смерть, болезни, революции, войны – это также мистерии духа.
Всё то, что мы имеем здесь, внизу, на земле – представляет собой материализованные проекции того, что происходит в мирах горних.
Жизнь отдельного индивида – с его перипетиями, взлётами, падениями, волнениями, рождениями, смертями, болезнями, встречами, расставаниями – суть ничто иное как проявление универсального Жизненного Импульса в отдельно взятом организме.
Мы живём всегда в Духе. Даже, когда мы не в духе – мы в Духе.
И бездуховность пребывает в Духе. Так называемая, бездуховность – одно из состояний Духа. Духа, который испытывает сомнения в себе самом.
Вот уж, поистине, Дух вездесущ.
2. Дух, по определению, веет, где хочет. Но в мире дольнем ему необходим носитель. Таковыми являются элементы.
Химический элемент – это идея, которая воплощена в соответствующем веществе.
Возьмём, к примеру, кислород. Есть кислород – газ, который входит в состав нашего воздуха. И есть кислород элемент – О. Он занимает своё место под своим порядковым номером в Периодической таблице. И здесь он воплощает эссенциальную идею, один из концептов Жизненного Импульса.
Таким образом, духовное пронизывает любое материальное. Но выделить духовное из материального химия не может. Может только алхимия.
3. Взаимодействие элементов являет собой драму и с точки зрения теории жанра. Это – некая грандиозная пьеса, разыгрывающаяся на подмостках вселенной со своей завязкой, развитием действия, кульминацией, спадом действия, финалом и следующей завязкой – так до бесконечности…
Посему наш мир и драматичен, и драматургичен. Без драмы как состояния не может быть драмы как пьесы.
А без пьесы, соответственно, нет и жизни, ибо жизнь суть и есть пьеса. Со своим прологам на Небесах.

В основу гномона "Драма элементов" легли идеи метафизических мыслителей - Яна Схолтена.(Нидерланды) и Раджана Шанкарана (Индия).

Общие положения

В начале рассмотрим общие положения, характерные для метафизической парадигмы традиционно и в целом:
1. Существует Жизненный Импульс. Для краткости обозначим его аббревиатурой ЖИ.
2. Осознать ЖИ можно через сопоставление с такими известными понятиями как: ЦИ - у даосов, Прана - у йогов, Пневма - у греческих философов, Elan Vital (Жизненный Порыв) - у Анри Бергсона, ОД – у ариософов, Руах – у каббалистов, Жизненная Сила – у Ганемана, Мировой дух – у Гегеля.
Договоримся использовать термин ЖИ как интуитивно более понятный и конкретный – Жизненный Импульс всегда чётко воспринимается в виде самоочевидной конкретики: мысль, чувство, побуждение, намерение, образ, видение, действие, настроение, чувство, физическое состояние…
3. ЖИ, проявляясь (воплощаясь) на земле, проходит ряд стадий – от начала, до завершения – после чего устремляется к новому витку своего движения.
4. ЖИ, проявляясь (воплощаясь) на земле, проходит ряд периодов, на каждом из которых им осваивается и прорабатывается определённая тема.

Конкретная концепция
Теперь перейдём непосредственно к концепции Схолтена и Шанкарана, которая проецирует эволюцию ЖИ на Периодическую Систему химических элементов (таблицу Д.И. Менделеева):
1. Таблица состоит из 18-ти вертикальных колонок. Эти колонки соответствуют фазам развития ЖИ.
В первой колонке располагаются самые реактивные элементы – щелочные металлы – которые сами по себе существовать в природе не могут, но тут же вступают в реакцию с другими веществами.
Завершающая – 18-я колонка – представлена благородными газами. Они называются ещё инертными – потому что вообще ни в какие реакции ни с кем и ни с чем не вступают. Они – абсолютно "самодостаточны". Их внешняя электронная оболочка содержит все восемь электронов – максимальное количество, которое может существовать на внешней оболочке. Им больше не нужны электроны. И свои они не отдадут.
Так распределяются элементы в колонках – фазах процесса.

Фазы Процесса (Колонки):
1. Начало: Вход - Импульс – Порыв:  Водород, Литий, Натрий, Калий, Рубидий, Цезий.
2. Поиск места: Ищу опору и защиту -  Наблюдаю:  Бериллий, Магний, Кальций, Стронций, Барий.
3. Сравнение: Исследую-Сравниваю-Сомневаюсь: Бор, Алюминий, Скандий, Иттрий, Лантан.
4. Создание: Первый шаг – Создаю - Помехи: Титан, Цирконий, Гафний.
5. Подготовка: Подготовка – Планы - Колебанья:  Ванадий, Ниобий, Тантал
6. Испытание: Вызов – Вовлечение - Дерзанье:  Хром, Молибден, Вольфрам.
7. Осуществление: Ученик – Усердие - Сотрудник: Марганец, Технеций, Рений.
8. Настойчивость: Сила – Стойкость - Вынослив: Железо, Рутений, Осмий.
9. Успех уже не за горами: Последнее препятствие – Рывок – Усилье - Вверх: Кобальт, Родий, Иридий.
10. Хозяин и повелитель: Успех-Вершина. Но – ригидность и высокомерие: Углерод, Кремний, Никель, Палладий,
11. Сохранение: Контроль-Удержанье-Защита: Медь, Серебро, Золото.
12. Разделение: Страх потери контроля - Тревога:  Цинк, Кадмий, Ртуть.
13. Отступление: Отделённый – Начало упадка:  Галлий, Индий, Таллий.
14. Формальность: Провал – Пустота – Обессилен: Германий, Олово, Свинец.
15. Потеря: Утрата – Жертва – Мука – Боль: Азот, Фосфор, Мышьяк, Сурьма, Висмут.
16. Запоминание: Крушенье – Смиренье – Небреженье:  Кислород, Сера, Селен, Теллур, Полоний.
17. Конец, освобождение: Выход – Изгнанье - Свободен: Фтор, Хлор, Бром, Йод, Астат.
18. Отдых: Переход – Покой – Вне мира: Гелий, Неон, Аргон, Криптон, Ксенон, Радон.

2. Таблица содержит 7 периодов – горизонтальных рядов
Периоды символически соотносятся с определёнными экзистенциальными темами.
1 ряд - водородная серия (водород и гелий): Симбиоз. Желание Единства.
2 ряд - углеродная серия (от лития до неона): От Симбиоза к Индивидуации.
3 ряд - кремниевая серия (от натрия до аргона): Связи. Я и Другие. Темы автономии.
4 ряд - железная серия (от калия до криптона): Задача. Работа. Адаптация. Защита. Реализация в обществе. / Потеря защиты
5 ряд - серебряная серия (от рубидия до ксенона): Творчество. Самовыражение. /Творческий спад
6 ряд - золотая серия (от цезия до радона и лантаноиды): Власть / Утрата Власти.
7 ряд - урановая серия (от франция до плутония и далее): Трансперсональность. Мистицизм. Взаимодействие с энергиями.

3. Пересечение Колонки и Периода – как в координатной сетке – образует ячейку. В ячейке располагается элемент с соответствующим порядковым номером.
Соответственно, каждый элемент индивидуально концентрирует в себе тему определённой фазы и определённого периода, точечно конденсируя данное состояние как индивидуальный опыт. Можно сказать и так: каждый элемент репрезентирует через себя определённое состояние ЖИ.



Структура Гномона
Гномон представляет собой пьесу, где действующими персонажами становятся элементы в порядке их появления на сцене. Каждый персонаж выходит на сцену, занимает своё место и произносит свою ключевую реплику – от первого лица, либо в третьем лице.
Прочитать Гномон можно двояко:
1. Прочитать медитативно – как пьесу о Процессе Жизненного импульса и поразмыслить над прочитанным.
2. Прочитать рефлективно. Данный способ предполагает следующее: если читатель увидит некое подобие своего состояния состоянию того или иного элемента, он может принять данный элемент в гомеопатической форме и глубже войти в соответствующее переживание. Так приобретается более интенсивный опыт расширения персонального сознания. Параллельно – наступает исцеление проблемы, если таковая присутствует.

(Тему споров о научности или "лженаучности" гомеопатии мы здесь опускаем по следующим причинам:
А. Сам разговор о "лженаучности" гомеопатии является резонёрским. Это всё равно, что упрекать в лженаучности философию. Между тем, философия жила, жива и будет жить. Ни Платона, ни Гегеля, ни Канта никто не смог сбросить с "корабля современности". Умному это просто в голову не придёт, а у дурака не хватит сил.
Б. Среди критиков гомеопатии не нашлось ни одного Боткина, Пирогова, Бехтерева… Если к великим прислушаться можно, то к заурядным вряд ли стоит.
В. Так называемые "борцы с лженаукой" – это неудавшиеся учёные. Или так: это научные работники, которым не удалось стать учёными.  Будем к ним снисходительны.)
На этом предисловия заканчивается. Далее идут краткословия.

1.1.18 (Пн)

Вернуться в раздел